Всё ли в порядке у ушастого с речью?

Jan 05, 2010 12:49

Материал с русскоязычного израильского сайта. Израильские реалии, связанные со структурой здравоохранения в этой стране, убраны (россиянам или украинцам это ни к чему, это только запутает), желающие могут пойти по ссылке и посмотреть. Ссылка - в детский проект, раздел "Воспитание и развитие".



Чей-то ребенок к году свободно выговаривает два десятка слов, называя все вокруг четко и правильно. Другой и к трем годам еле-еле выговаривает «папа-мама», общаясь больше жестами и мимикой, а при нужде и плачем. Третий щебечет без устали, да только птичий этот язык не всегда понимают даже близкие родственники. В каком возрасте можно определить отставание в развитии речи? И как помочь детишкам, заметно отстающим от сверстников?

Для начала позволю себе напомнить читателям анекдот с бородой. Мальчику четыре года, а он все молчит. Водили к докторам, к логопедам, к гадалкам и психологам - молчит. В один прекрасный день за обедом ребенок отрывается от тарелки и замечает: «Мам, каша пригорела!» В доме крик, шум, слезы радости. Взрослые кидаются к ребенку: «Почему же ты столько лет молчал?!» Малыш глубокомысленно отвечает: «Раньше каша была вкусная, и все остальное тоже было в полном порядке!»

Мораль этой истории, как вы уже догадались, довольно оптимистична: не стоит пугаться раньше времени и навешивать на ребенка лишние ярлыки.

Това Арци, консультант младшего дошкольного возраста в рамках больничной кассы, считает, что если ребенок не слишком многословен, не стоит слишком рано бить во все колокола: «Многие родители забывают, что малыши, как и взрослые люди, развиваются и живут в собственном ритме. Часто ко мне приходят мамы с «проблемами речи» у ребенка… полутора лет! Когда я интересуюсь, на каком основании был поставлен такой смелый диагноз, оказывается, что «дочка подруги уже говорит свободно». Не знаешь, смеяться или плакать».

Родители, будьте внимательны

По мнению специалистов, настоящей причиной для беспокойства родителей должна стать не задержка в развитии устной речи, не запас слов и не произношение ребенка, но отставание в понимании сказанного. Если ваше дитя немногословно, но при этом понимает и осознает смысл речи других людей, скорее всего, с его речевым развитием все в порядке. Гораздо труднее вовремя заметить проблему и помочь ребенку, который плохо воспринимает речь окружающих или не вполне осознает ее. Това Арци советует родителям прежде всего обратить внимание на два фактора. Во-первых, насколько ребенок откликается на обращение к нему, понимает ваши просьбы, пробует ли (пусть и неверно) повторять сказанное взрослыми. Во-вторых, насколько ребенок сотрудничает в игровой ситуации: пытается ли он инициировать игру, «общается» ли с игрушками на собственном, пусть и непонятном вам языке?

Внимание родителей часто помогает выявить задержку речи вследствие нарушения слуха, воспаления среднего уха (отита) или других физиологических проблем. Если вам удалось обнаружить отклонения от нормы вовремя, можно с оптимизмом смотреть в будущее: интенсивное лечение приведет к быстрым результатам и ребенок вскоре догонит сверстников.

Вехи развития

Несмотря на то, что развитие каждого ребенка индивидуально и разница в освоении разных этапов может составлять несколько месяцев, существует некоторые моменты и минимальные навыки, на которые родителям стоит обратить внимание.

Уже к концу первого года жизни малыш должен как минимум уметь изъяснять свои желания, например, показывать пальчиком на игрушку, произнося что-то вроде «это!» или «дай!», хотя и не называя сам объект.

Приблизительно в годовалом возрасте дети начинают произносить первые слова. Зачастую это просто кодовые названия ситуации, как правило - существительные. Например «ав-ав» может означать и собаку, и «собака лает», и «собака побежала».

В возрасте двух лет большинство малышей вполне способны произносить сочетания из двух, а иногда и трех слов. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного, главное - малыш начинает осваивать «фразовую речь».

Если малышу к двум с половиной годам все еще не дается «фразовая речь» - пришло время обращаться к логопедам, педагогам, занимающимся коррекцией и детским психологам. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться. Задача специалистов центра развития ребенка - всеми имеющимися в их распоряжении средствами исправить ситуацию до школы, то есть до шестилетнего возраста.

Глазами специалистов

Для того чтобы лишний раз подчеркнуть, насколько несерьезным является родительский «сравнительный» подход, отметим, что в центрах развития ребенка диагностикой вербального развития занимается комиссия, состоящая как минимум из четырех специалистов: консультанта по развитию речи, психолога, врача-педиатра, социального работника, а иногда и специального куратора-педагога. Кроме непосредственных наблюдений за поведением ребенка, его манерой игры, общением с взрослыми и сверстниками, члены комиссии изучают подробный отчет о поведении ребенка в детском саду и дома. В процессе диагностики психологи стараются проследить, вполне ли понимает ребенок обращенные к нему слова, указывает ли он пальцем на объект, который желает получить, пытается ли он общаться с окружением доступным ему способом? Только после этого члены комиссии решают, какие специалисты должны заниматься с малышом (например, если речь идет об общей задержке развития, ему понадобится помощь психолога, логопеда и, возможно, физиотерапевта), нужен ли ему детский сад с усиленным вниманием к развитию речи (не знаю, есть ли подобные учреждения в других странах - steissd).

Бег на короткие дистанции

Даже если у вашего ребенка действительно существует проблема в вербальном развитии и им занимается специалист, львиная доля работы приходится на «домашние задания». Роль родителей в развитии речи трудно переоценить. Това Арци рекомендует как можно больше говорить с ребенком, причем использовать «взрослую» речь, а не «младенческие» коды. Говоря о собаке, назовите животное «собакой», а не «ав-ав». Называйте членов семьи и по именам и степени родства (бабушка Лена, тетя Ира).

Четко произносите слова, пользуйтесь короткими, но понятными предложениями, содержащими и глаголы и существительные: «Вот бутерброд с сыром. Мама моет руки. Мы пойдем гулять в парк». Изредка используйте более сложные предложения, поясняя ребенку цель ваших действий, например: «Я мою руки, чтобы они были чистыми. Видишь, теперь мои руки чистые». Изменяя значение слова или глагола в соответствии с грамматическими требованиями, мы показываем ребенку, что одно и то же слово может быть использовано для разных целей: «Я вытираю руки. Теперь мои руки вытерты и сухи».

Поясняя ребенку значение нового слова, вовлеките его в игру «вопрос-ответ». Например: «Вот мишка ест мед. Что мишка ест? Котлету? Нет, мишка ест мед!» Позвольте малышу самому ответить на вопрос, но даже если этого не произойдет, ему понравится игра и постепенно он попробует принять в ней более активное участие. Можно попробовать играть в телефон - малыши обожают беседовать по телефону, поэтому стоит использовать эту технологическую привязанность. Задавайте вопросы и просите ответа. Ребенку, скорее всего, понравится и игра «во взрослых». Одна из самых симпатичных идей, часто используемых в логопедической практике - это съемки семейного фильма с простыми, четкими комментариями: «Вот Миша с дедушкой идут в зоопарк, вот мама готовит обед» и т.д. Дети любят повторяющиеся сюжеты, частый просмотр такого фильма пойдет им на пользу.

Очень полезна игра в первооткрывателей. В этой игре замешаны все пять органов чувств, что закрепляет пройденный материал: «Вот сахар, он какой? Твердый, сладкий, белый! Вот вода. Она холодная».

Поспешишь - людей насмешишь

Эта бабушкина пословица вполне себя оправдывает и в педагогике и в медицине. Постарайтесь набраться терпения, не исправляйте детей, и уж тем более не передразнивайте. Дослушайте до конца пусть даже самую неразборчивую «тарабарщину», ведь малыш так старается донести до вас какую-то мысль! Выслушав и поняв, повторите то же предложение, но грамотно, не подчеркивая ошибку ребенка.

Еще одна распространенная родительская ошибка - неправильное чтение книг. Часто мама или папа указывают ребенку на картинку в книжке и спрашивают: «Кто это?» - «Это собака!» Такое чтение приятно, но малопродуктивно. Ребенок должен учиться воспринимать на слух предложения: «Собака идет гулять. Она пришла домой. Она мокрая и сушит шерсть». Задавайте расширенные вопросы: Куда пошла собака? Что она делает?» Пусть ребенок осознает богатые возможности речи.

Логопеды настоятельно рекомендуют всерьез относиться к любым, даже самым смешным словам, произнесенным ребенком. Не стоит спорить с ним по поводу произношения, просто поймите, что именно малыш хотел сказать. Сами же произнесите слово правильно, якобы для того, чтобы убедиться, верно ли вы поняли кроху. Ребенок с удовольствием выслушает маму и папу, а заодно и исправит или, по крайней мере, запомнит правильное произношение слова.

Что касается специальных детских садов для детей с задержкой в вербальном развитии, не стоит опасаться, что у вашего чада возникнет репутация недоразвитого ребенка. Если специалисты рекомендуют вам специальный садик, задумайтесь: не лучше ли для вашего малыша получить должное внимание и заботу воспитателей со специальным образованием, чем прослыть «отстающим» в обычном садике, заработав на всю жизнь комплекс неполноценности?

Но прежде чем бросаться в крайности, все-таки обратитесь за консультацией к специалистам. Быть может, ваш ребенок вовсе не требует особого отношения? Может, это его родителям необходим психолог, чтобы разъяснить, успокоить и научить их терпению…

Тревожные признаки

Когда же родителям начинать бить тревогу? В чем разница между нижней границей нормы и отставанием в речевом развитии? Когда обращаться к специалистам? Границы нормального развития очень расплывчаты, однако существуют четкие признаки отклонения от нормы, на которые стоит обратить внимание:
- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему
- в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»
- в 10-12 месяцев не понимает значения часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают, не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения вашего внимания использует только плач
- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов
- в 2-3 года путает понятия «верх»-«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы
- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?» Его не понимают посторонние, ребенок употребляет фразы, состоящие не более чем из 3 слов, неправильно произносит большую часть звуков.






Отбойные молотки и перфораторы - это уже вчерашний день. Их вытесняет техника алмазного бурения: это быстро, удобно и безопасно. На сайте proburim.spb.ru можно ознакомиться с подробностями, а также прочитать про технику алмазной резки, применяемой при реконструкции зданий, удалении конструкций и перепланировке помещений.

Люминесцентный пигмент - люминофор ТАТ 33 от компании Нокстон со сроком службы 200 лет. Теперь для создания светящихся надписей, плакатов, табличек и т.п. не надо заботиться об источнике питания: в светлое время суток светящаяся краска заряжается энергией от естественного освещения и отдаёт свет в темноте.


ребёнки

Previous post Next post
Up