Причины родительских ошибок, ч.1

Oct 30, 2009 19:33

Честно сказать, мне было лень менять юзерпик. Ушастый, изображённый на картинке, ещё физически не в состоянии быть чьим-то родителем, у него ещё гаметы не вырабатываются для этого. Но поскольку родители отличаются от не-родителей именно тем, что у них в самой-самой близкой из возможных родне есть очень маленькие существа с розовыми ушками, то будем считать, что юзерпик на месте.

Речь пойдёт, кстати, о нормативных родителях, а не о сомнительных типах, вроде той тётки, которая не бросила пить даже после того, как её деть был вызволен из басурманского португальского плена. Тем не менее, и они совершают ошибки. О них-то и поговорим. Ссылка - в раздел детского проекта "Воспитание и развитие".



Всем нам знакома фраза о том, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Однако - не все так просто…

Безусловно, от периодических промахов не гарантирован никто. Только в подростковом возрасте мы считаем, что можем стать идеальными родителями (ну, во всяком случае - уж точно лучше тех, что нам самим достались). Однако жизнь вносит коррективы, и как только на руках оказывается собственное чадо, немедленно выясняется, что всё сложней, чем кажется - и дети все разные, и родители - живые люди с трепетными нервами.

Однако ошибки ошибкам - рознь. Кроме того, если у одних хватает личностной зрелости их отслеживать, анализировать и даже исправлять, то другие с убийственной настойчивостью наступают на одни и те же грабли. Виды «граблей» мы и рассмотрим в данной статье.

Итак, ошибка первая - отвержение собственного ребенка. По тем или иным причинам (тяжелые роды, разрыв с супругом после рождения малыша, появление на свет «не такого», как хотелось бы ребенка - больного, «неправильного» пола, слишком похожего на нелюбимого супруга или «неудачного» родственника) - ребенок воспринимается родителем как плохой, неприятный. Его априори записывают в слабаки, хулиганы, балбесы (нужное подчеркнуть) и не ждут от него ничего хорошего. Ни о любви, ни об уважении речь обычно не идет - в лучшем случае ребенка просто терпят.

В таком случае возможны в основном два варианта воспитательного сценария: эмоциональное отвержение (воспитание «по типу Золушки») и жестокое обращение с ребенком.

В первом случае родители обычно воспринимают ребенка как помеху в реализации каких-либо жизненных целей (работа, карьера, учеба, красота, здоровье, новый брак или сохранение имеющегося). Не всегда отвержение проявляется явно и демонстративно, но «черточки» проскальзывают всегда: ребенку напоминают, как много для него сделали, как много он должен сделать, чтобы оправдать надежды и компенсировать неудобства, сколь многим и существенным пожертвовали родители и т.д. Таким детям непременно сообщают, что «сделай я аборт - и вся моя жизнь сложилась бы по-другому», «ты должен учиться только на отлично и вести себя идеально, чтобы не создавать мне лишних проблем» - ну и так далее в том же духе.

Это приводит либо к возникновению невротических расстройств у ребенка (что еще более усугубляет ситуацию: больной ребенок - большая обуза!), либо как минимум способствует формированию гиперответственного характера со склонностью к нервным срывам.

В случае жестокого обращения с ребенком также имеется эмоциональное отвержение, но оно проявляется уже отнюдь не в скрытой форме. Воспитательный подход изобилует телесными и моральными наказаниями с акцентом на унижении, целью таких «воспитательных мер» является не столько исправление поведения, сколько стремление «поставить на место», принизить, поиздеваться, причинить боль в той или иной форме - от избиения до лишения самого важного и любимого ребенком.

Судьба таких детей нерадостна, и прогноз зависит от многих факторов. Но более всего от крепости нервной системы ребенка и от окружения, которое может (или, увы, не может) компенсировать ему хотя бы отчасти такое родительское отношение: даже самые забитые и забытые дети порой находят утешение у доброй соседки или учителя, которые воспитывают больше, чем родные.

Ну а если с таким человеком не повезет, ребенок с большой вероятностью вырастет также агрессивным и недобрым (а вовнутрь будет направлен этот импульс, т.е на саморазрушение, или во вне, на деструктивное поведение по отношению к окружающим - это уж как сложится). В любом случае жестокость порождает только зло в той или иной форме - и никак иначе.

Ошибка вторая - когда родители впадают в другую крайность и просто-таки душат ребенка своей опекой, заботой, тревогой. Они не представляют своей жизни вне ребенка, и это еще полбеды - главное, что они подменяют жизнь ребенка своей собственной, так что у того не остается шансов иметь свои мысли, чувства, совершать собственные поступки и положенные по возрасту ошибки, принимать решения. Такие родители грешат гиперопекой и создают отношения симбиоза, когда «взаимопроникновение» становится настолько тесным, что это уже переходит границы разумного.

Такое случается с людьми тревожными, неуверенными ни в себе, ни в ребенке, и страх «разлепиться» с ним происходит от того, что собственная личность не представляет для такого родителя особой ценности, не имеет наполненности.

Для таких родителей мучительно трудно «отпустить» ребенка в школу, в подростковый мир, в «большую жизнь»... Такой родитель всю жизнь считает своего ребенка маленьким и нуждающимся в заботе и вытирании носа - даже когда тот обзаведется собственными малышами.

Третий вариант ошибочной воспитательной стратегии - авторитаризм. Такие родители «давят», требуют безоговорочного послушания («я сказал!!!»), настаивают на соблюдении железной дисциплины (сурово наказывая за любое отклонение: шаг вправо/влево - побег, прыжок на месте - провокация!) и не утруждают себя тем, чтобы рассмотреть еще чье-либо мнение, кроме собственного.

Для таких родителей чрезвычайно важна успешность ребенка, и любят они его только тогда, когда тот оправдывает ожидания. Ну а если не оправдывает - нещадно рихтуют, порой сводя на нет личность вообще. А что может остаться, если ежедневно «шлифовать»? Нередко такие родители получают послушных и управляемых, но совершенно «забитых» и безынициативных детей, в которых уже сломана самость и которые всю жизнь проживут неудачниками. Взрослые дети таких родителей тревожны, мнительны, и максимум, где они добьются «побед» - это в таких же семейных баталиях, муштруя уже своих собственных детей: ведь поведенческие стереотипы - штука чрезвычайно живучая…

В период же, когда дети вступают в подростковый возраст, именно такие родители имеют больше всего проблем, потому что если и есть способы найти ключи к подростку - то уж точно авторитарным родителям они не доступны…

Четвертый тип родительских ошибок - так называемая потворствующая гиперпротекция, или воспитание ребенка по типу «кумир семьи или пуп земли». Такая семья становится «детоцентристкой»: все интересы всех ее членов вращаются вокруг единственного сокровища - принца или принцессы. Результат обычно плачевен - практически нет ни одного ребенка, который бы при подобной родительской тактике сохранил адекватное отношение к себе и окружающим и не стал бы вести себя по принципу «я - звезда».

Понять причины, движущие такими родителями, несложно: это либо проекция на детей собственных неудовлетворенных сейчас или в детстве потребностей (желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время или сейчас - материальных благ, беззаботности и т.д.), либо «ложная жалость», когда ребенок от рождения слабый, болезненный и его таким образом «берегут и жалеют».

Таких детей обычно жаль - жизнь нещадно ставит их на место, ломая все иллюзии довольно жестко. Родителей таких детей жаль в значительно меньшей степени - они сами кузнецы своего счастья. В основном они сами же и расплачиваются, пожиная плоды воспитания всю оставшуюся жизнь: подросшим детям обычно нет дела ни до кого, кроме себя, любимых, и в старости или в болезни на такое дитя рассчитывать бесполезно.

Однако на этом список ошибок, увы, не закончен. Родители - люди изобретательные, и много чего еще есть в их арсенале. Мы продолжим разговор об этом в следующей статье.

Автор - Наталья Проценко




ребёнки

Previous post Next post
Up