Ушастые и долбоящик

Sep 10, 2009 20:50

Мелкие любят смотреть телевизор, иногда их от него даже за ушки не оттащишь. Хорошо ли это? Не совсем...



Признайтесь, вы уже не раз давали себе торжественное честное слово: с завтрашнего дня конец телевизионным посиделкам, мы с ребенком будем читать, гулять, наконец, пусть учится развлекать себя сам! Сколько можно торчать перед экраном?!

Эпоха массовой информации существенно переменила нас, нашу психологию и образ жизни. Компьютер, телевизор, видео присутствуют в жизни многих малышей едва ли не с рождения. Как только ребенок приучается самостоятельно сидеть, его пристраивают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка. Стоит ли удивляться, что поколение, выросшее на постоянно сменяющих друг друга картинках, в шуме пронзительных телеголосов и какофонии музыки, становится таким неуправляемым, гиперактивным, рассеянным?

Делу время, потехе - час

Британские исследователи утверждают, что детям до трех лет смотреть телевизор категорически не рекомендуется - опасность голубого экрана для таких малышей особенно велика - ожирение, нарушение нервных функций, сахарный диабет все чаще поражают прикованных к телевизорам малышей. Из результатов того же британского исследования следует, что дети от трех до пяти лет могут проводить перед телевизором не более получаса в день. Это не первое и конечно, не последнее исследование, но, несмотря на устрашающие выводы, большинство родителей не задумываясь перепоручают досуг своего ребенка дешевой и всегда свободной теленяне.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет пялятся в экран 28 часов в неделю (около 4 часов в день), что намного превосходит время общения со взрослыми. Подобное времяпровождение вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит и в то же время узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители вроде бы даже заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако такая забота может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, гиподинамии, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные, бабушкины сказки, разговоры с отцом.

Наиболее беззащитной и зависимой от телевизора категорией оказываются совсем маленькие дети. Невропатологи утверждают, что рекомендация не приучать малышей до двух лет к телеэкрану не нова и абсолютно оправдана. Американские исследователи доказали уже несколько лет назад, что чрезмерное пристрастие к голубому экрану может привести к таким серьезным последствиям, как нарушение мозговых функций, проблемам общения и даже аутизму. Абсолютное большинство специалистов рекомендует родителям выбирать для ребенка исключительно программы, соответствующие его развитию, короткие (не более 10 минут) - так, чтобы суммарное время, проведенное перед телеэкраном, не превышало получаса в сутки. В остальное время телевизор должен быть выключен, чтобы приучить малыша к мысли, что телепрограммы - не более чем временное развлечение, но никак не постоянный фон жизни семьи.

Говорливый собеседник

Не стоит забывать, что телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принцип свободы выбора не годится: все, что видят и воспринимают малыши и дошкольники, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Чрезмерное пристрастие к экрану может заменить маленькому ребенку навыки общения со сверстниками и родителями. Результаты скажутся намного позже и исправить ситуацию будет совсем непросто.

Один из самых неприятных результатов телевоспитания - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, разговаривают мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время примерно каждый четвертый дошкольник (25%) страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве постоянное восприятие речи не способствует речевому развитию? Не все ли равно, кто говорит с ребенком - член семьи или герой мультфильма? Но разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых оборотов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем участвует не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была связана с его действиями, его реальными впечатлениями и, главное, с общением со взрослыми. Звуки речи, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают в его сознании конкретных образов. Они остаются пустым звуком, не более. Ребенок лишается языковой практики и, как следствие, при необходимости с трудом выражает свои мысли.

Большинство современных детей слишком мало используют речь в реальном, живом общении. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливый телеприемник. Но его речь остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети лет до пяти большую часть времени отмалчиваются или изъясняются криками и жестами.

Поколение зомби

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Возник даже диагноз - дефицит внимания. Симптомы знакомы многим родителям младших школьников - ненормально активное поведение, шумливость, повышенная возбудимость, рассеянность. Такие дети лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако воспринимают их поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
Многим детям трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удержать в памяти предыдущую фразу, осознать ее, связать воедино ряд фраз. Речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их в единое целое, а в результате не понимают текста. Им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки - они привыкли получать информацию в «разжеванном», адаптированном виде.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Замечено, что и общение со сверстниками стало более поверхностным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Разумеется, речь не идет о повальной эпидемии теленаркомании, но тенденции прослеживаются, и они весьма тревожны.

Телевизор без опасности

Молодым родителям стоит вовремя узнать о ТВ-угрозе не только потому, что влияние визуальных образов на детское воображение слишком уж велико, но и потому, что в раннем возрасте еще не поздно менять привычки. Детство - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в дальнейшем практически невозможно. До 6-7 лет формируются качества, на которых держится все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем младше ваш ребенок, тем более ответственным период становления личности он переживает. Правильно заложенные привычки - хороший фундамент для будущего вашего малыша.

Мы вовсе не призываем вас исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, голубой экран представляет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно предлагать только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры) и отличать игру от реальности.

Просмотр мультфильмов для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только после 8-9 лет, когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином их душ и не их главным воспитателем.

Почему маленьким детям нужно строго дозировать телепросмотр?

Во-первых, перед телевизором они привыкают к пассивному получению информации, заменяющему активное познание и исследование окружающего мира. Во-вторых, телевизор создает искусственную среду обитания, изобилующую раздражителями и приводящую к рассеянному вниманию.

Можно ли всерьез говорить о том, что аутизм иногда является результатом чрезмерного увлечения телевизором?

Точных данных о развитии детского аутизма в однозначной связи с влиянием телевизора нет. Но ребенок, проводящий несколько часов в день перед экраном, не развивает когнитивные способности наравне со сверстниками, поскольку не практикует нормальное общение.

Как быть, если ребенок привыкает засыпать под мерцание телеэкрана?

Такие дети просто не приучены быть наедине с самими собой, они не умеют успокаиваться и постепенно переходить ко сну. Телевизор - плохой посредник, поскольку не позволяет мозгу ребенка отдыхать, настраиваться на ночной режим. Попробуйте заменить телевизор чтением или рассказами перед сном.



Правда, в тексте упоминается и компьютер, в отношении которого я не был бы столь категоричным. Потому что если по телевизору человек смотрит программу, составленную кем-то, то в Интернете есть абсолютно всё - и хорошее, и плохое. Как и в реале. С одной стороны существует опасность порносайтов и педофильских чатов, но есть и сайты познавательного или развивающего характера: от бесед умного и доброжелательного священника до изложения в понятной форме, с применением технических средств, основ естественных наук - в равной мере, во дворе и на улице мелкие могут учиться этике поведения в коллективе, а могут пробовать пиво и траву, так что плохи или хороши не сами двор или улица, а то, что там делают. Главное выбирать правильные сайты для посещения.


ребёнки

Previous post Next post
Up