МАШИНА ОГОЛТЕЛОГО ВРАНЬЯ

Sep 12, 2021 04:21

Враньё в СССР было поставлено на индустриальную основу, сходило как с конвейера. Самое интересное, что подробный доклад о роли советской прессы в машине тоталитарного государства сделали немцы в 1969 году. У них был свой опыт жизни с Гёббельсом в качестве главного пропагандиста, так что было, на что опереться в своём анализе.

В начале 1969 года, в посольстве ФРГ в Москве был подготовлен доклад о роли советской прессы в машине тоталитарного государства. Клеветнические измышления западногерманских реваншистов, читаются теперь на удивление свежо.

"Тоталитарные режимы всегда проводили унификацию прессы"

Уже само название доклада западногерманского посольства "Советская пресса как орудие борьбы тоталитарного государства" говорило любому советскому чиновнику о том, что посол Гельмут Аллардт подготовил очередную клеветническую фальшивку. Доклад сочли настолько важным, что КГБ добыл документ и направил перевод руководству страны.

"К признакам тоталитарного режима,- говорилось в докладе,- относится пронизывающая все стороны жизни государства и общества идеология, причем все государственные и общественные учреждения рассматриваются в качестве инструментов распространения этой идеологии. Тоталитарные режимы всегда расценивали прессу в качестве одного из важнейших орудий укрепления своего господства и сразу же после прихода к власти проводили ее 'унификацию'. В Советском Союзе Ленин без лишних слов приказал запретить всю оппозиционную прессу, а в Третьем рейхе единая линия в прессе была достигнута путем оказания массированного нажима при комплектовании кадров редакций.

В опубликованной недавно в журнале 'Партийная жизнь' статье говорится, что советская печать является 'могучим оружием партии в деле воспитания, сплочения и мобилизации масс...'. Как следует из статьи, пресса выступает не только как коллективный пропагандист и агитатор, но и как коллективный организатор. Но сколь мало способна марксистско-ленинская идеология при этом рассматривать прессу вообще как что-либо иное, а не только как орудие политической борьбы за власть, показывает сравнение этой цитаты с определением роли печати в капиталистических странах, данным во втором издании Советской энциклопедии. Там говорится, что она служит средством 'идеологического порабощения трудящихся масс, воспитания их в духе подчинения капиталистическим порядкам'. В обеих цитатах содержится характерное слово 'воспитание'.

Здесь налицо типичный случай приписывания другим собственных взглядов, в соответствии с которыми развитие всех политических процессов происходит в рамках борьбы двух господствующих в мире массовых систем за сохранение и расширение своей власти".

"Цензура действует удивительно хорошо"

"В Советском Союзе все газеты и журналы издаются партией, государством или так называемыми общественными организациями, контролируемыми государством. Хотя это уже само по себе ведет к полному единообразию мнений, цензура дополнительно заботится о том, чтобы нигде не могли проскользнуть иные взгляды, которые внесли бы замешательство в головы читателей. Учитывая большое число публикаций, эта цензура действует удивительно хорошо. Кроме того, телеграфные монополии ТАСС и 'Новости' заботятся об однородности информации. Сообщения зарубежных агентств печатаются лишь после их просмотра и одобрения центральными органами.

Часто выдвигаемое за последнее время в западной прессе утверждение о том, что отдельные советские газеты проводят 'жесткий' курс, а другие - 'более прогрессивный', находится в определенном противоречии с этой однородностью и имеет, вероятно, следующую подоплеку. Следует исходить из того, что органы цензуры находятся в ведении отдела пропаганды ЦК и тем самым подчиняются одному из секретарей ЦК. Вследствие этого цензуру можно обойти лишь в том случае, если печатный орган и его главный редактор имеют непосредственную связь с одним из членов высшего руководящего органа - Политбюро. Такую связь нетрудно обнаружить между членом Политбюро и председателем Совета профсоюзов Шелепиным, и органом профсоюзов газетой 'Труд'; по слухам, такой контакт существует также между председателем Совета министров (и членом Политбюро) Косыгиным и еженедельной 'Экономической газетой'. Предполагают, что аналогичная связь существует между членом Политбюро Кириленко (ответственным за кадровые вопросы и вопросы идеологии) и газетой Верховного Совета РСФСР 'Советская Россия', отличающейся особым догматизмом.

Признается совершенно открыто, что при такой системе не может быть места для свободы мнений и слова в их западном понимании. Так, кандидат юридических наук Савицкий пишет в газете 'Известия' от 19 февраля 1969 года: 'Марксизм-ленинизм не признает "внеклассовой" свободы слова. В условиях социализма устное и печатное слово должно служить интересам народа, пропаганде передовых, научных взглядов, способствующих успеху социалистического и коммунистического строительства'. Поэтому в Советском Союзе запрещено распространение 'клеветнических измышлений', направленных против политических и экономических достижений Октября".

"Читатель должен получить готовое представление обо всем"
"Среди задач, стоящих перед прессой при освещении внутренней жизни страны, главная роль отводится 'воспитанию'. Поясняя этот тезис, авторы учебника 'Основы научного коммунизма', изданного Академией общественных наук при ЦК КПСС, пишут, что проблему формирования 'коммунистического сознания' разработали классики марксизма-ленинизма. В этом процессе формирования сознания большое значение имеет духовное 'воспитание'. В результате формирования коммунистического сознания партия сможет достичь и своих дальнейших целей по 'сплочению и мобилизации масс'. При этом под сплоченностью следует понимать безоговорочное одобрение притязаний партии на господствующую роль, а под мобилизацией - готовность к незамедлительному претворению в жизнь всех указаний руководящих органов.

Таким образом, формирование 'коммунистического сознания' является одной из главных, если не самой главной задачей советской печати. С этой целью во всех публикациях с утомительной для западного читателя монотонностью повторяются тезисы коммунистического учения, а любое событие толкуется в соответствии с линией партии. В конечном счете читатель должен получить готовое представление обо всем окружающем мире. В отношении большинства населения эта цель, видимо, достигается. Даже там, где критически настроенные лица читают газеты с должным скепсисом, 'что-то остается', как это часто можно заметить в ходе бесед. Полная изоляция от внешнего мира в течение полувека и строгая монополия в деле формирования взглядов не могли не оказать влияния даже в случаях проявления упорной интеллектуальной независимости.

Если, несмотря на указанное выше регламентирование, какой-то собеседник окажется необычайно хорошо информированным, причина не всегда кроется в том, что ему как привилегированному и идеологически подготовленному индивидууму доступны особые источники информации. В подобном случае скорее проявляется хорошо развитая способность к интерполяции, с помощью которой путем сравнения различных точек зрения на определенные проблемы достигается получение информации, близкой к объективной. Конечно, в распространении фактической информации все более значительную роль играют также зарубежные радиостанции, глушение которых было прекращено во времена Хрущева".

"Постоянно повторяются недоказуемые утверждения"

"Особого внимания в этой связи заслуживают сообщения советской печати о загранице. В принципе перед ней не стоит задача снабдить читателя фактами и тем самым дать ему возможность сформировать собственное мнение. Фактическая информация также поставлена на службу формированию сознания. Как и раньше, пресса СССР достигает этого с помощью следующих (иллюстрируемых примерами) методов:

1. В то время как явно ложные сообщения появляются сравнительно редко, часто имеет место замалчивание значительных событий или их отрывочное освещение, что фактически приводит к неправильному информированию. Так, например, газета 'Известия' от 22 февраля 1969 года сообщила о нападении на самолет израильской авиакомпании 'Эль-Аль' в цюрихском аэропорту. В информации говорится, что машина 'была обстреляна' на взлетной полосе. Полиция обезоружила 'трех человек'. Один из них был застрелен агентом израильской разведки. Израильские власти использовали этот случай в качестве предлога для разжигания 'военной истерии'. Относительно государственной принадлежности преступников, не вызывающей сомнений, ничего не говорилось, так как речь шла о гражданах государств, дружественных Советскому Союзу. Согласно советской терминологии, этот случай является прямо-таки классическим примером дезинформации.

2. Сообщения и комментарии совершенно не соответствуют реальному значению события, малочисленная студенческая демонстрация, небольшая забастовка местного значения уже одним объемом комментариев раздуваются до размера огромных акций. Примеры этому встречаются ежедневно в сообщениях о Федеративной Республике Германия, причем подмена правила исключением и наоборот стала почти принципом.

3. Большую роль играет постоянное повторение недоказанных и недоказуемых утверждений. Одним из них является, например, тезис о том, что Федеративная Республика Германия стремится к обладанию ядерным оружием. Если часть читателей поверит подобным заявлениям, будет подготовлена почва для дальнейших умозаключений.

4. Советская публицистика ловко спекулирует, сообщая читателю отдельные, сами по себе ничего не говорящие факты, из которых, однако, делается затем ряд фантастических выводов, недостаточную обоснованность которых установить тем более трудно, что почва для них была подготовлена предыдущими утверждениями (см. п. З). Так, например, заявляется, что физики ФРГ работали в тесном сотрудничестве с учеными государства икс. В государстве икс добывается уран. Поскольку известно (утверждение!), что 'Бонн стремится к ядерному оружию', ясно, что таким путем он намерен обеспечить поставки урана для осуществления своих дальнейших планов.

Другой пример касается Китая. Сообщается, что в Варшаве должны возобновиться беседы между китайским и американским послами и что одновременно видные американские политические деятели активно выступают за улучшение отношений между Китаем и США. Поскольку известно (утверждение!), что группа Мао Цзэдуна пойдет на союз с самим чертом, если это позволит ей нанести ущерб Советскому Союзу, то становится очевидным, что в данном случае обе стороны намерены совершить сделку за счет СССР".

"Печать не в состоянии покончить с хронической коррупцией"

"Конечно, у советской прессы в рамках ее общих задач есть и много других функций. В целом она служит средством оказания влияния на народ, а также на государственные и партийные органы. Особенно важный источник директив из центра представляет собой для рядового члена партии партийная печать ('Правда', 'Партийная жизнь', 'Коммунист'), постоянно давая ему аргументы для бесед по всем актуальным вопросам.

Далее печать, получая жалобы граждан и делая их предметом всеобщего обсуждения, играет также роль 'предохранительного клапана'. Благодаря этому у народа должно сложиться впечатление, что его заботы и нужды тревожат руководство. В этой связи интересно отметить, что советские газеты получают от читателей огромное количество корреспонденции, вследствие чего, например, в крупных центральных газетах целый штат сотрудников постоянно занят просмотром тысяч поступающих писем. Для партийного руководства они являются одним из важнейших средств определения настроений народа, с помощью которого можно узнать, какие проблемы население считает наболевшими, и в соответствии с этим строить деятельность партии и государства. Для западного наблюдателя публикуемые письма читателей представляют собой также источник информации первостепенной важности.

Советская печать ни в коем случае не выступает только в роли пассивного наблюдателя. Более того, по поручению партии она выполняет функцию контроля. Как 'Правда', так и 'Известия' содержат, например, штат специальных корреспондентов, в задачу которых входит изучение наиболее серьезных случаев злоупотребления властью и коррупции, прежде всего в отдаленных областях страны, когда письма читателей дают повод для подозрения в совершении таких деяний. Печать действует здесь, разумеется, по заданию партии. Если же расследования корреспондентов дают партийным и правительственным органам в Москве повод для принятия каких-либо мер против вскрытых нарушений, то об этом часто сообщается, причем указывается, что все началось с письма отчаявшегося гражданина в одну из центральных газет. В этой функции печать выступает как часть того чудовищного механизма контроля, который охватил всю страну и все же, видимо, не в состоянии покончить с деспотизмом местных партийных деятелей и более или менее хронической коррупцией, особенно характерной для провинции".

"Выступления печати не совпадают с позицией руководства"

"Задачи деятельности советской прессы по отношению к зарубежным странам определить сравнительно легко. Поскольку газеты 'Правда' и 'Известия' имеют характер официальных бюллетеней, советское руководство имеет возможность путем публикаций в прессе давать 'сигналы' другим странам. Не каждое высказывание по внешнеполитическим вопросам следует расценивать как полуофициальное, хотя каждая строчка должна быть одобрена сверху. Здесь существует тонкая градация. Низшую ступень, по-видимому, образуют статьи обозревателей с указанием автора. Далее следуют передовые статьи без подписи в газетах 'Правда' и 'Известия', затем статьи за подписью 'Обозреватель' и, наконец, заявления ТАСС. Если в начале заявления ТАСС говорится, что ТАСС 'уполномочен заявить', то такое заявление ТАСС равнозначно заявлению советского правительства.

Это относится главным образом к отношениям с некоммунистическими государствами. В отношениях с братскими социалистическими странами советское руководство предпочитает пользоваться каналами, имеющимися для связей между партиями. Если более или менее полуофициальные заявления по поводу отношений с братской социалистической страной публикуются в печати, то это служит признаком того, что отношения между партиями значительно осложнились. Особенно характерным примером этого является период с января по август 1968 года, когда Советский Союз через свою печать делал руководству ЧССР многочисленные предостережения.

Выступления по актуальным и важным внешнеполитическим проблемам часто ни в малейшей степени не совпадают с более разумной позицией, занимаемой советским руководством по тому же вопросу. Умение отличать голую пропаганду от настоящих политических высказываний является труднейшей задачей здешних западных наблюдателей".

Доклад Гельмута Аллардта - это достаточно точные наблюдения за публикациями советской прессы и анализ методов использования печати в интересах существовавшего в СССР строя. Тогда важнейшим из всех средств пропаганды из-за неразвитости сети телевещания еще оставались газеты, и именно их работу исследовали немецкие дипломаты. Но попробуйте с тем же вниманием присмотреться к большинству отечественных телеканалов и вы увидите, что шаблоны, использовавшиеся властью несколько десятилетий назад, с тем же успехом применяются и ныне.





ложь-3.14здёж-провокация, СМИ, совок

Previous post Next post
Up