Известно, что в СССР КГБ курировал, помимо всего прочего, литературу и искусство, включая театр. В театре порой случаются накладки во время спектаклей. Об этом даже сочиняют анекдоты, вроде историй про гонца из Пизы или вручение меча некоему Волобуеву.
Казалось бы, какое отношение эти забавные мелочи имеют к государственной безопасности? Ан нет, кураторы театров докладывали о подобных происшествиях не кому иному, как начальнику 5-го управления комитета генералу армии (sic!) Ф.Д. Бобкову. Вот несколько забавных историй, по которым, естественно, никто не принимал никаких мер, но сам факт причастности к этому КГБ вызывает, по меньшей мере, недоумение...
Дмитрий Ковалев поделился и еще несколькими колоритными эпизодами из своих «памятных тетрадок», которые также связаны с знаменитым генералом-чекистом Филиппом Бобковым.
- В 5-м управлении КГБ за работу по научной и творческой интеллигенции отвечал 1-й отдел. Как мы его между собой называли, «культурный»… Ребятам особо доставалось в период подготовки и проведения важных общественно-политических акций.
К юбилейным датам специально ставились театральные пьесы, снимались художественные и публицистические фильмы, организовывались праздничные концерты. Бобков всегда лично контролировал этот участок работы и принимал непосредственное участие в разрешении возникших проблем.
Неординарный случай произошел как-то в Малом театре, где в рамках «ленинианы» поставили спектакль, посвященный июльским событиям 1918 года - антибольшевистскому восстанию левых эсеров.
Одна из разворачивающихся перед зрителями картин. На сцене главари мятежа, они готовят Фанни Каплан к покушению на Ленина. По замыслу режиссера, это апофеоз всего действия. И тут… Неожиданно среди собравшихся на конспиративной квартире заговорщиков появляется Феликс Эдмундович Дзержинский!..
На репетициях эта финальная сцена была выверена до мелочей. Но такова уж театральная жизнь, которая может в любой момент преподнести сюрприз! Иногородний артист, утвержденный на роль председателя ВЧК, застрял где-то по дороге. В срочном порядке была найдена замена по принципу «чтобы подошла шинель Феликса Эдмундовича». Выбранный молодой актер очень волновался. Так, что перепутал время появления своего героя перед зрителями и вдобавок, не найдя штатного выхода из кулис, появился на сцене, проделав дырку в заднике.
Случилась не предусмотренная сюжетом мизансцена. «Заговорщики» в шоке: сам Дзержинский раскрыл их коварные планы и лично пришел арестовывать! А исполнитель роли Феликса Эдмундовича, от волнения напрочь забыв текст, сумел только выйти на середину сцены и выпрямиться там во всю длину своей знаменитой шинели. Потом грозно посмотрел на застуканных на месте преступления мятежников, выдержал 15-секундную драматическую паузу, погрозил опешившим «злодеям» указательным пальцем и произнес, наверное, самый короткий за историю театра монолог: «У-у-у!» После чего враги бросились врассыпную...
Наутро оперработник, курировавший Малый театр, стоял с отчетом в кабинете у Филиппа Денисовича. По рассказам старожилов управления, разговор получился достаточно интересным. Наш товарищ доложил, как накануне прошел спектакль, посвященный революции. И в конце, желая максимально смягчить суть произошедшего, как бы вскользь заметил: «Вот только с Феликсом Эдмундовичем произошла э-э-э... маленькая незадача…»
Филипп Денисович попросил прояснить «незадачу». Оперработник как мог рассказал про тот конфуз, который приключился на сцене вверенного ему театра.
«Я не понял, заговор-то был предотвращен или нет?» - попросил уточнить Филипп Денисович, со свойственной ему улыбкой.
«Так точно, Филипп Денисович! Все заговорщики разбежались… Один эсер даже парик потерял».
«Ну и хорошо! Молодцы. Идите работайте», - отпустил всех собравшихся начальник 5-го управления.
Другой случай произошел в том же Малом театре, когда его решили посетить Леонид Ильич Брежнев и председатель Верховного Совета СССР Николай Викторович Подгорный.
Шел спектакль, постановка которого была приурочена к очередному юбилею В.И.Ленина. Все, конечно, были напряжены: ведь в зале сам Брежнев… И тут приключился казус. К главному режиссеру, сидевшему в соседнем с генсеком кресле, подбегает в полной растерянности помощник и дрожащим голосом спрашивает: «Что будем делать с Подгорным?» Николай Викторович, услышав это, изумленно посмотрел на помрежа. А находившиеся поблизости ребята из нашего 9-го управления (охрана) заметно напряглись.
Но в чем же была проблема? Оказалось, один из артистов театра, Никита Подгорный, переволновавшись, что ему придется выходить на сцену перед столь высокопоставленными зрителями, решил снять напряжение известным русским способом, не рассчитал сил и…
На следующий день на утреннем совещании Филипп Денисович, которому, конечно, доложили «по линии охраны» о конфузе в Малом театре и о прозвучавших там «угрозах» в адрес председателя президиума Верховного Совета, поинтересовался у начальника своего 1-го отдела: «Так что вы решили делать с Подгорным?»
Смеялись тогда все собравшиеся. Кроме, конечно, оконфузившегося начальника «культурного» отдела.
К слову сказать, упоминавшийся артист Никита Подгорный со своим коллегой - актером по имени Виктор с не менее звучной фамилией Брежнев - засветились еще в одном «правительственном» эпизоде. Дело было так. Два друга отдыхали в Доме творчества. А там из-за нераспорядительности администрация возник «сухой закон» - в буфете пропало даже пиво. Друзья думали-думали, пошли в местное почтовое отделение и дали в одну из снабженческих организаций телеграмму следующего содержания: «Озабочены отсутствием пива в Доме отдыха работников театра и кино». И две подписи: «Брежнев, Подгорный». Филипп Денисович, узнав из доклада об инциденте, поинтересовался у оперработника, какие меры были приняты по данной телеграмме. А когда тот ему доложил, что снабженческая организация доставила в Дом творчества машину пива, сказал коротко: «Ну, артисты!»