Почему-то кому-то взбрело в голову, что если пичкать человека той или иной философской теорией, то он ею глубоко проникнется и станет преданным адептом данного учения. Именно этим подходом руководствовались советские власти, напичкав и без того насыщенную вузовскую программу глубоким изучением марксистско-ленинской философии во всех её разновидностях. О том, что тупое переписывание десятков страниц сочинений классиков и основоположников может вызвать лишь отвращение к их писанине (поскольку это убивало не только свободное время, но и отрывало часы от изучения профильных предметов, а также сна - а без конспектов на ряде кафедр не допускали до экзамена).
Красные попы наступали на те же грабли, что и попы дореволюционные. Среди тех, кто совершил революцию, было немало людей, которых в гимназии целых 8 лет пичкали законом Божьим ради воспитания в духе уваровской триады и допичкались до того, что, придя к власти, они показали клирикам всех конфессий и деноминаций, где именно зимуют наиболее злокачественные раки.
Надо заметить, что в средней школе всё то же самое, без лишних подробностей, круто замешанных на конкретно-исторических условиях Германии и Британии середины XIX века и Российской империи начала ХХ века, проходили за год, и на мой взгляд, этого было вполне достаточно, чтобы ознакомиться с сутью учения и даже принять его, если основные положения попадут в резонанс с собственным настроем ученика, основанном на семейном воспитании и личном жизненном опыте. Если же не попадут, то убеждённым коммунистом его не сделает даже двойная доза конспектирования трудов главных марксистов-ленинцев.
О том, как накачивали идеологией студентов медицинских институтов,
рассказал в своих мемуарах ныне покойный советский хирург Владимир Юльевич Голяховский.