Реквием по показной дружбе народов

May 13, 2021 02:01

Противоречия, приведшие к географическому распаду СССР, возникли отнюдь не в 1985 году. Поскольку институт прописки сдерживал свободную миграцию, представители разных республик встречались между собой (за исключением казённых праздников по демонстрации якобы достигнутой дружбы народов) разве что в армии, и там, особенно у военных строителей (служивших в иных родах войск просьба не возбуждаться, там такие явления были более редкими, и они могли с таким не сталкиваться), достаточно нередко возникали массовые драки между разными землячествами. Прекрасно зная про подоплёку происшедшего, командиры и политработники списывали межнациональные столкновения на что угодно - от пьянства до обычной неуставщины (хотя и её старались скрывать как только могли), хотя при подобных побоищах «деды» и «духи» одной национальности сражались бок о бок против иноплеменных «дедов» и «духов».

Случались и трения, сопровождаемые насилием, между представителями разных народов в многонациональных регионах, и это тоже тщательно засекречивали, как, например, в 1958 году, когда конфликт между вернувшимися из казахстанской высылки чеченцами и русским населением Грозного сопровождался человеческими жертвами.

Привычка скрывать проблемы и не принимать никаких системных мер к их разрешению, которая стала доминирующей в брежневские времена, привела к тому, что как только чуть-чуть ослабили вожжи, бабахнуло во многих местах. События «Желтоксана» в Алма-Ате в 1986 году имели место даже до начала перестройки (Горбачёв уже был генеральным секретарём, но курс на перестройку после исчерпания иных методов улучшения ситуации в стране был взят годом позже): казахская молодёжь устроила насильственные протесты против назначением «хозяином» республики этнического русского Геннадия Колбина.

Интересно, что назначение первыми секретарями республики тех же Пономаренко и Брежнева при Хрущёве никаких протестов не вызывало, хотя ни один из них никогда не был казахом или уроженцем республики. Просто брежневская кадровая политика после 1964 года, согласно которой на ключевые должности в республиках обязательно должен был назначаться представитель титульного населения, привела к тому, что влиятельные кланы оседлали денежные потоки, и они распалили глупую молодёжь националистическими лозунгами, опасаясь, что «чужак» разрушит их выгодные бизнесы и помешает трудоустроить потомство на вкусные синекуры. Второй секретарь, который представлял собой «руку Москвы» и был, как правило, славянином, обычно не мешал местным ханам, баям и бабаям любой республики вволю резвиться: его либо прикармливали, либо добивались его замены, если прикормить не удалось. А вот смена правил игры таила в себе большие риски, на которые влиятельные кланы пойти не могли.

А потом понеслось по нарастающей: бабахнуло в Ферганской долине, в Нагорном Карабахе и далее везде. О том, как развивались события в Узбекистане, расскажет эта публикация.

распад, национализм, Средняя Азия, совок

Previous post Next post
Up