Известно, что исполнитель романсов, танго и фокстротов Пётр Лещенко умер в румынской тюрьме, куда его посадили по требованию советского МГБ. Ну да, формально он числился майором румынской армии, но не только в расправах над советским мирным населением не участвовал, но и в боевых действиях вообще: вначале был начальником офицерской столовой, а затем и вовсе занимался частным бизнесом - открыл кабак, где сам же и пел. К тому же, полагаю, что далеко не все офицеры королевской армии Румынии были репрессированы во времена Георге Георгиу-Дежа и Петру Грозы, тем более, по распоряжению из Москвы.
Но вот что интересно: коллаборационистами были также режиссёр и скульптор Иван Кавалеридзе и певец Борис Гмыря. И тоже по культурной части, к «подвигам» Григория Васюры и иных карателей не причастны. В отличие от Лещенко, оба были советскими гражданами, и это - отягчающее обстоятельство, статья о государственной измене им лепится на раз-два на полных к тому основаниях, сажали и за меньшее - скажем, водовозов, заготовителей дров и печников из Ost-Hilfswilligen. За колку дров для Гитлера не расстреливали и, тем более, не вешали, но угодить на 8-10 лет в лагеря за такое было как два байта переслать.
Но Кавалеридзе отделался лёгким испугом - перестали показывать его фильмы, а Гмыря и вовсе в 1951 году получил звание народного артиста СССР (задолго до оттепели, при жизни Сталина), а в 1952 году - Сталинскую премию второй степени. Излишне говорить, что ни тот, ни другой не сидели, хотя сбежать вслед за немцами в американскую оккупационную зону не успели. И это при том, что Гмыря сознательно сошёл с эвакуационного поезда, прикинувшись хворым, так что то, что он жил под оккупацией, стало результатом принятого им решения, а не про*ба наркомата путей сообщения и лично тов. Кагановича. Ещё более удивительно, что он награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - это примерно как наградить фон Рундштедта, Гудериана и фон Кляйста орденами Суворова I степени за такое несомненное выдающееся полководческое достижение, как сокрушительный разгром РККА под Киевом.
Интересно, чем объясняется суровое наказание Лещенко и снисходительность к Кавалеридзе и Гмыре? Отметим, что военных преступлений и преступлений против человечности не совершал ни один из них.