Копирайтеры цвета хаки

Dec 04, 2016 19:44

Интересно, что было бы, если бы Зоя Космодемьянская сделала всё, что она сделала, но попав в плен, разрыдалась бы и стала бы канючить: «Простите, дяденьки немцы и полицаи, я больше не буду»? Вероятно, в подобном случае, этот рядовой эпизод войны - неудачную диверсионную операцию в тылу противника - засекретили бы почище ядерного проекта до испытания едрён-батона в 1949 году. Красивая поза - это «наше всё» в большей степени, чем Пушкин, поскольку в данном конкретном случае говорить о каком-то реальном эффекте от её действий не приходится: немцы в Петрищево не остались без крова и не вымерзли всей ротой.


Само по себе проведение таких операций во время войны вполне легитимно, и страдания мирного населения ни одна из сторон при конфликте таких масштабов во внимание не принимает: в конце концов, те же британцы допустили бомбёжку своего города Ковентри, чтобы не спалить достижения своей разведки по раскрытию немецких кодов шифрования. В данном конкретном случае, с Космодемьянской и её коллегами, это была попытка применения удачной тактики Кутузова и Барклая - если не удаётся разгромить противника в бою в силу его явного превосходства в тактической и оперативной грамотности на всех уровнях - от фельдфебеля до фельдмаршала, разрушить ему поелику возможно логистику. С этой же целью было организовано партизанское движение: использование иррегулярных формирований под руководством профессионалов из НКВД и ГРУ в качестве ДРГ, которые берут не квалификацией, а многочисленностью.

Аналогично, мне кажется, что за историю 28 панфиловцев держатся не из-за количества подбитых танков и конкретных персоналий тех, кто их подбил (а в том, что немецкие танки под Москвой на самом деле подбивали, никто и и не сомневается, Вермахт отступил от столицы не из-за глупости или предательства своих командиров, а под напором РККА), а из-за сочинённой журналистом фразы политрука Клочкова про Москву позади.

Любители патриотических мифов терпеть не могут копирайтеров, как и любой «офисный планктон», поскольку в большинстве своём являются поклонниками философии К.Леонтьева, отрицающего право на достойную жизнь мирного негероического обывателя, но при этом пользуются копирайтерскими методами закрепления какого-то эффекта в мозгах целевой аудитории через хлёсткую фразу, порой лишённую какой бы то ни было логики (скажем, того же Кутузова ничто не остановило от сдачи Москвы ради окончательной победы над французами, тем не менее, он считается национальным героем, а не прототипом Власова). Что то вроде I'm loving it от MacDonald's или Just do it от Nike, те же яйца, но в профиль. А что рекламируется в данном случае? Да готовность к самопожертвованию, очень удобная штука для тех, кто не хотят постоянно совершенствовать уровень подготовки командиров всех уровней, от взводного до верховного, чтобы побеждать мастерством, а не массовым геройством.

Для пафосных кретинов: я не отрицаю ни факта победы РККА под Москвой, ни того, что войну выиграл СССР, а не Германия. И не считаю, что победа Германии предпочтительнее того, что имело место на самом деле. Баварским пивом они бы не поделились, это абсолютно точно - да ещё бы вывезли из Чувашии весь тамошний хмель, чтобы на территории «унтерменшей» в принципе невозможно было бы варить приличное пиво. Не говоря уже о том, что ограбили бы побеждённых до нитки и существенно сократили их численность насильственным путём, а оставшихся в живых обрекли бы на рабский труд за чашку мороженой картошки в день. Так что победа над Гитлером как таковая - это однозначно благо, а не зло.





история, психологическая война, пропаганда, реклама

Previous post Next post
Up