Не имею ни малейшего представления, кто из советских журналистов запустил мем «Остров Свободы» в отношении Кубы, в конце концов, мастеров громкой фразы в СССР (да и в до- и постсоветской России) всегда было шибко много. В 1990 году писательница Лариса Васильева опубликовала в журнале «Международная жизнь» своеобразную классификацию народов (не оцифровано, проверил, так что ссылки йок) - люди дела (англо-американцы), люди тела (французы и итальянцы), люди числа (немцы) и люди слова (славяне - хотя чехи, на мой взгляд, вполне себе люди тела). Если она права, то не стоит удивляться, что в России так хорошо умеют складывать слова в хлёсткие и запоминающиеся фразы и чеканят мемы в стахановском темпе.
Но вот одно непонятно: что в этом меме соответствует действительности? От кого стали свободными кубинцы в 1959 году? От США? Допустим. Но эта несвобода могла их огорчать только тем, что много народа жило в нищете. Но точно такая же нищета царит там и в наши дни, не прекращаясь ни на минуту с самого момента открытия Кубы испанскими мореплавателями, и это признают даже те, кто относятся к кубинской модели с симпатией. Тогда за что боролись и на что напоролись? Какая йух разница, по чьей вине нищета - товарищества братьев-мажоров Кастро или потомственного мажора Джона Фицджералда Кеннеди и всех тех, кто занимал его должность после 22 ноября 1963 года?
Что до личных свобод, то танцевать и трахаться направо и налево они могли и при Фульхенсио Батисте, который, в отличие от Мигеля Примо де Риверы или Франсиско Франко Баамонде, не был сторонником средневековых скреп в их католическом изводе - равно как и Фидель. Политических же свобод осталось столько же, сколько и при Батисте, если не меньше. Иными словами, за базар там надо было отвечать до революции, надо и после, как и всюду, где режим не вполне либерален в политическом аспекте: Charlie Hebdo, устроивший чикагские бойни для всех священных коров планеты, возможен во Франции, нельзя исключить что-то подобное и в США или Великобритании, а вот в малолиберальных странах - фигушки, возьмут за афедрон за оскорбление чего угодно: Кайзера Франца-Йозефа, как в Австро-Венгрии в швейковские времена, или чуйств верующих, как в другой стране во времена более близкие. То есть, от революции 1959 года рядовые кубинцы, в лучшем случае, не выиграли ни хрена.
Если кто и выиграл, то это сами вожди революции - они приобрели свободу троллить США. Надо заметить, что они её имели и до того как, ведь первая поправка и всё такое, но просто когда они были частными лицами, США не замечали их тро-ло-ло с расстояния в несколько дюймов, мало ли какая моська на них тявкает в частном порядке, а когда они сделались официальными лицами, то стали более заметными, особенно потому, что за ними стоял СССР с его едрёными батонами.
Плюс свободу тянуть из без того весьма небогатого СССР бабло на реализацию своих хотелок и раздувание собственного ЧСВ. А если конкретно - то тащить из тарелки советского обывателя самые жирные и сладкие куски во имя хрен пойми какой цели. В этом плане Ким Чмо Х*й или как его там, который правит С. Кореей в наши дни, честнее - он раскачивается на люстре в основном за счёт собственного народа, а не паразитирует на чужом.
В общем, идиома «Остров Свободы» на самом деле наполнена содержанием не большим, нежели брежневские афоризмы про широко шагающий Азербайджан или долженствующую быть экономной экономику, от которых никто и никогда не тащился подобно удаву по пачке с порошком трихлорметилди(п-хлорфенил)метана: просто кубинские примочки сподручнее петь под гитару под мелодию в стиле «Где среди сортиров прыгают кобзоны», вот и весь секрет их популярности.