Было много гипотез: о том, что это принесли с собой из лагерей репрессированные, о том, что это-де «православно» и т.п. А всё намного проще: в эпоху балов, красавиц, лакеев, юнкеров и очень часто хрустящих после горохового супчику французских булок на крестьян не распространялись положения гражданского права (кстати, из-за этого их нельзя считать в полной мере сельскими собственниками: настоящие собственники существуют в правовом поле, у них даже права собственности не были никак оформлены).
Ни тогда, когда они были крепостными, ни после того, как им даровали личную свободу. Я до сих пор не знал об этом и полагал, что после 1861 года статус крестьян в Союзе был примерно таким же, как у французских и немецких фермеров, разве что полностью реализовать свои права мешала община, навязанная в своё время барами для упрощения логистики сбора оброка и превращённая городскими славянофилами, бюрократами и народниками (тут между собой соглашались непримиримые противники) в некий идеал жизнеустройства.
А если учесть, что до конца 1950-х годов большинство населения СССР было сельским, а среди горожан по сей день есть немало таких, кто стали городскими, максимум, во втором поколении, то понятно, что они привыкли жить без писаного закона, по понятиям, а то и по кулачному праву (беспределу, то есть). Так что сталинские репрессии, византийский извод христианства и загадочная душа ни при чём. Это - мина, заложенная под общество в эпоху дикого барства и тощего рабства (определения не мои, а пушкинские, а он сам был барином, так что разбирался в этом деле неплохо). Отчасти поэтому ничего не вышло со строительством социализма: социалистическое государство всё же должно быть правовым, а как такое строить, если население шугается писаного закона, как чёрт ладана?
Этим же объясняется и неистребимый низовой антисемитизм, не зависящий от государственной политики в этом вопросе. Евреи на протяжении нескольких тысячелетий - законники, так что конфликт ментальностей неизбежен.
Источник.