По-видимому, если рост населения Земли не остановится и не пойдёт вспять, единственным способом прокормить его станет широкое использование ГМО.
Светящиеся растения. Уничтожающие сами себя комары. «Франкенфиш». Никто не станет отрицать, что генная инженерия это довольно странный мир. Тем не менее генетически модифицированные организмы сегодня так же банальны, как кукуруза, так же повседневны, как рис. Они помогают фермерам повышать продуктивность и сокращать потребность в химикатах для контроля за вредителями. Около 90% кукурузы, сои и хлопка, выращиваемых в США, получают путем генной инженерии. В Америке ГМО входят в состав примерно 70-80% пищевых продуктов, подвергшихся технологической обработке. Ученые и органы контроля в целом сходятся на том, что продукты с ГМО не представляют большего риска для здоровья и окружающей среды, чем ингредиенты, разработанные с помощью старых методов селекции. Пока только 28 стран выращивают зерновые культуры методами генной инженерии, и в будущем им предстоит глобальное сражение. На передовой идет борьба за маркировку.
Положение дел
Спустя два десятилетия после того, как полученные искусственным путем зерновые культуры стали доступны американским потребителям, президент США Барак Обама в конце июля подписал закон, в соответствии с которым на пищевых упаковках должна содержаться информация о наличии синтетических ингредиентов. Это требование перекрывает законы, принятые в отдельных штатах, подобные тому, что вступил в силу в штате Вермонт первого июля. Он предписывает производителям продуктов питания сообщать о наличии ГМО на упаковке, используя текст, символ или код, который можно просканировать с помощью смартфона. Критики обрушились на последний вариант, назвав его дискриминацией пожилых и менее состоятельных людей, у которых такого телефона скорее всего нет. В более чем 60 странах действуют соответствующие требования к маркировке, в том числе в Японии, Бразилии, Китае и по всему Европейскому союзу. Крупнейшие разработчики ГМО также отвечают за продажу большинства товарных семян в мире. Их список возглавляет Monsanto, доля которой в общем объеме рынка составляет 27%. В сентябре было принято соглашение о приобретении компании концерном Bayer. Планирующие слияние Dow Chemical и DuPont вместе располагают 23 процентами рынка семян. На Syngenta, которая перейдет во владение ChemChina, приходятся восемь процентов.
Предыстория
Люди управляют генетикой сельскохозяйственных культур на протяжении тысяч лет, скрещивая и отбирая растения, наделенные желаемыми характеристиками. В прошлом веке селекционеры подвергали культуры воздействию радиации и химических веществ, которые приводили к случайным мутациям. Благодаря этим и другим лабораторным методам фрукты и овощи получали новую окраску, зерновые развивали болезнеустойчивость и быстрее приносили урожай. Большинство видов пшеницы, риса и ячменя являются потомками мутантных сортов, равно как и многие овощи и фрукты. Привет грейпфруту Star Ruby! В начале 1980-х годов ученые обнаружили, как вводить растениям гены других видов. Этот процесс в 1994 году привел к коммерциализации первого ГMO, помидоров Flavr Savr. Из-за слабо выраженного вкуса томаты сняли с продажи. В 2015 году было одобрено к массовому потреблению в США первое генетически модифицированное мясо. Разработанная AquaBounty Technologies разновидность лосося, который при меньшем расходе корма растет вдвое быстрее, чем обычная рыба, ожидает директив по маркировке ГМО, прежде чем сможет попасть с внутренних рыбных ферм в Канаде и Панаме на американские прилавки. Генетически модифицированные комары, приносящие нежизнеспособное потомство, потенциально могут способствовать борьбе человека с такими заболеваниями, как лихорадка денге и вирус Зика, без использования химических инсектицидов.
Аргументация
Сторонники ГМО указывают на разделяемое научным сообществом мнение о том, что генетически модифицированные организмы не представляют большего риска, чем любые другие культуры. Оно находит свое отражение в докладах и заявлениях Национальной академии наук, инженерии и медицины, Американской медицинской ассоциации и даже Европейской комиссии. Также ни у кого нет сомнений в том, что ГМО резко сокращают использование инсектицидов, снижают эрозию почв, делают фермерские хозяйства более эффективными и даже спасли гавайские папайи. Тем не менее потребители продолжают с недоверием относиться не только к генетически модифицированным продуктам, но и к тому, что они заняли центральное место в промышленном сельском хозяйстве. Антикорпоративная идеология играет свою роль, и в популярной культуре Monsanto возникает не иначе как в обличье злодея. Сорняки и вредители, которым желают дать отпор использованием модифицированных культур, способны генетически приспосабливаться, что влечет за собой удручающие последствия: устойчивая к насекомым-вредителям кукуруза Monsanto используется настолько широко, что кукурузный жук начинает развивать сопротивляемость, а это после нескольких лет упадка требует применения еще большего объема ядохимикатов. Мнения в пищевой промышленности разделились. Ассоциация производителей продуктов потратила 68 миллионов на рекламную кампанию, нацеленную на то, чтобы обратить результаты референдумов по маркировке, проходивших в Калифорнии и Вашингтоне, в свою пользу. Индустрия органических пищевых продуктов, годовой объем мировых продаж которой с 1999 года возрос в четыре раза и достиг 80 миллиардов долларов, оказывает основную финансовую поддержку инициативе маркировки ГМО, ожидая от перепуганных покупателей еще большего роста продаж.
Для справок
Национальная академия наук, техники и медицины опубликовала обзор исследований, касающихся вопросов безопасности генетически модифицированных сельскохозяйственных культур.
Министерство сельского хозяйства в феврале 2014 года опубликовало отчет о состоянии ГМО в США.
Международная служба по приобретению агробиотехнологических приложений располагает базой данных разрешенных к потреблению ГМО по всему миру.
Источник.