Зачем жирафу длинная шея?

Jul 12, 2016 19:09

Раньше думали, что для еды, чтобы доставать ветки деревьев и объедать их. Оказалось - для полового секса. Не для самого акта, а для дискотечного мордобоя, ему предшествующего. Правда, это пока что гипотеза.


Большинство из нас привыкли считать, что длинная шея нужна жирафам для того, чтобы доставать еду с верхушек деревьев. Но, как узнал обозреватель , некоторые ученые полагают, что эта анатомическая особенность скорее связана с половой жизнью этих животных.

Жирафы - самые высокие из ныне живущих сухопутных млекопитающих, а благодаря своим длинным ногам и шее они кажутся особенно огромными. Самцы могут достигать в высоту 5.5 метра, самки обычно немного пониже. В естественной среде обитания эти прекрасные создания вытягивают шеи, чтобы сорвать листья с верхушек деревьев.

Как принято считать, первым предположение о том, что длинная шея сформировалась у жирафов в процессе эволюции, чтобы доставать пищу, недоступную другим травоядным, выдвинул французский зоолог Жан-Батист Ламарк.

Жираф обитает «в местах, где почва, почти всегда сухая и лишенная травы, заставляет его ощипывать листву с деревьев и постоянно употреблять усилия, чтобы достать ее», - писал он в 1809 году в своей книге «Философия зоологии».

«Вследствие такой привычки, сохраняемой с давних времен всеми особями данной породы, передние ноги жирафы сделались длиннее задних, а ее шея [...] вытянулась».

В общем, по Ламарку, жирафья длинная шея образовалась за счет ее постоянного вытягивания и наследования этой анатомической особенности в течение многих поколений. Английский натуралист Чарльз Дарвин тоже считал, что такие необычайно длинные ноги и шея должны быть связаны с необходимостью добывать пропитание.

«Жирафа благодаря своему высокому росту, очень длинной шее, передним ногам, голове и языку обладает общим телосложением, удивительно адаптированным к обрыванию листьев с верхних ветвей деревьев», - говорится в его книге «О происхождении видов», изданной в 1859 году. Однако Дарвин не принял соображения Ламарка о причинах этого эволюционного изменения. По его мнению, длинная шея жирафа - результат непрерывного «естественного отбора». У длинношеих жирафов было больше шансов выжить в тяжелые времена, чем у их короткошеих соперников.

Теперь уже ясно, что Дарвин в общем правильно понял принципы эволюционного развития, а Ламарк заблуждался. Поэтому важно понять разницу между эволюционными механизмами, описанными обоими учеными. Жаль, правда, что для иллюстрации придется использовать именно жирафа.

Начать хотя бы с того, что Ламарк упомянул жирафа лишь единожды и мимоходом в одном из своих многочисленных трудов. Однако именно за это его и помнят, а вовсе не за идеи, которые послужили предтечей теории эволюции и сильно повлияли на Дарвина, и за остальной его вклад в развитие науки. Кроме того, гипотеза о том, что длинная шея сформировалась у жирафов ради добычи пропитания, которую выдвигали и Ламарк, и Дарвин, возможно, не вполне верна.

В 1996 году зоологи Роберт Симмонс и Лью Шиперс выступили с несколькими тезисами, поставившими под сомнение существующую теорию, известную под названием «соперничество за еду».

«В засушливый период (когда борьба за пропитание должна быть в самом разгаре) жирафы обычно питаются листвой с низких кустов, а не с высоких деревьев», - утверждают ученые в своей статье, вышедшей в американском научном журнале Аmerican Naturalist. Более того, чаще всего жирафы едят, склонив шею, - кстати, так получается быстрее.

Непонятно также, почему на протяжении вот уже более миллиона лет рост жирафа остается на два метра больше, чем у всех его соперников. Это явный перебор.

Симмонс и Шиперс выступили с альтернативным предположением о том, что длинная шея является результатом полового отбора, - эту гипотезу стали называть «шея ради спаривания». Самцы жирафа часто дерутся за расположение самок - этот ритуал называют «борьба шеями». Соперники встают бок о бок, а затем начинают колошматить друг друга головами.

«Жирафы наносят противнику удары по шее, груди, ребрам или ногам, пользуясь макушкой или затылком своего твердого черепа как дубинкой, с силой, способной сбить соперника с ног или лишить его чувств», - пишут Симмонс и Шиперс.

«Судя по всему, череп самца жирафа прекрасно приспособлен для такой специфической борьбы со своими сородичами», - отмечают авторы одного исследования, результаты которого были опубликованы в 1968 году.

По словам зоолога Энн Иннис Дагг из Университета Ватерлоо в канадской провинции Онтарио, которая изучает жирафов с 1950-х годов, в битвах (в 1960-х был даже зафиксирован смертельный случай) обычно побеждают самые крупные самцы, которые производят больше всех потомства. «У остальных жирафов остается не так много возможностей для спаривания». Кроме того, существуют доказательства того, что самки более благосклонно относятся к ухаживаниям со стороны более крупных самцов.

Однако за последнее десятилетие были собраны данные, свидетельствующие против гипотезы о «шее ради спаривания». В частности, в рамках исследования, проведенного в 2013 году, не было обнаружено никаких свидетельств в пользу того, что у самцов длина шеи (относительно массы тела) больше, чем у самок.

Иными словами, в длине шеи не проявляется никаких очевидных признаков полового диморфизма. В итоге авторы исследования пришли к выводу о том, что все-таки «гипотеза о соперничестве за еду является более вероятным объяснением высокого роста жирафов». Тем временем другие ученые нашли прямое подтверждение гипотезы о «соперничестве за еду».

Путем сооружения заграждений вокруг деревьев акации в ЮАР Элиссе Кэмерон и Йохану дю Туа удалось продемонстрировать, что в конкуренции за пищу с более низкорослыми соперниками жирафов, такими как антилопы штейнбок, импала и куду, «жирафы получают преимущество с точки зрения питания, поскольку могут достать листья, недоступные более мелким животным». Так говорится в статье, вышедшей в журнале American Naturalist в 2007 году.

Итоги их исследования стали «первым экспериментальным доказательством того, что чрезвычайно вытянутое тело жирафа является результатом естественного отбора, развившись в ответ на конкуренцию со стороны менее рослых видов травоядных». Эти исследования наводят на мысль о том, что Дарвин и Ламарк все же были правы.

Однако сторонники гипотезы о «шее ради спаривания» не сдаются, так что не исключено, что доля истины присутствует в обоих объяснениях. Так или иначе, эта история, возможно, еще не закончилась…

Источник.





флора и фауна, неожиданное

Previous post Next post
Up