По мотивам комментариев в журнале Зины-корзины.
Скорее всего, дотянулся всё же не Сталин, тех, кто хорошо помнят его времена, уже осталось довольно мало, и не все они пребывают в состоянии здравого ума и твёрдой памяти. А, скажем, Брежнев. Я об отношении к такому роду занятий, как торговля.
Люди того поколения, которое застало СССР на протяжении достаточно длительного времени, относятся к торговле и торговцам крайне негативно. Ничего удивительного: в СССР продавцы (и их начальство) воровали, обсчитывали, обвешивали, прятали дефицит и сбывали его из-под прилавка либо «нужным людям» (скажем, портнихе, зубному технику, члену приёмной комиссии вуза, куда будет поступать деть продавца, или косметичке, либо имел место обмен между отраслями торговли: зав. секцией гастронома придержит полукопчёную колбаску для зав. обувного отдела универмага, а та ей отслюнит югославские, а то и финские сапоги по госцене), либо оптом спекулянтам.
Всё это было связано с тем, что тотальный дефицит сделал товарами чёрного рынка то, что в других странах продаётся на белом рынке (Германия 1946 года не в счёт, после того, как на неё за всё хорошее сбросили тротиловый эквивалент 150-200 хиросимских едрён-батонов на протяжении 1940-45 гг., трудно было бы ожидать там изобилия; СССР раскурочили во время войны не в меньшей степени, но к 70-м годам в ФРГ, в отличие от СССР, дефицита товаров не было), чёрный же рынок остаётся для наркотиков, нелегального оружия, детской порнографии и пиратской видео- и программной продукции. А на чёрном рынке закон - тайга, а медведь - прокурор. И нравы соответствующие: чувствовавшие себя хозяевами положения советские продавцы не только на**ывали покупателей, но и хамили им просто виртуозно (вообще, любовь к глуму в той или иной мере присуща всем людям, это наследие иерархического стада первобытных людей и их предков-приматов, но такая одержимость оным, как в СССР, уникальна).
То есть, нелюбовь граждан к представителям советских торговли и общепита была оправданной их поведением. Но такой негатив почему-то распространился с людей на отрасль. Хотя давайте представим себе, что будет, если вдруг исчезнет розничная торговля. Тогда за колбасой придётся ездить на мясокомбинат, за хлебом - на хлебозавод, за овощами - в колхоз, или чё там вместо него после 1.1.1992, а за бытовыми приборами - и вовсе в Китай. Покатушки от одного производства на другое займут все 24 часа, которые есть в сутках, и ни на что другое времени не останется.
Да, основной целью владельцев торговой точки является извлечение прибыли, что ни разу не духовно и не возвышенно. Но ровно ту же цель преследует и владелец производственного или сервисного бизнеса в любой отрасли, от аэрокосмической до говноуборочной. И даже церковь, которой по определению полагается быть духовно-ориентированной, озабочена доходами - иначе не было бы объявлений о том, что свечки, купленные за пределами храма, лишены должной благодати. Апропо, в советское время большинство работников заботила в первую очередь их зарплата и то, что на неё можно купить, а не великие свершения и очередная цацка на спинжак дорогого Леонида Ильича. И это совершенно естественно, СССР не был населён восторженными идиотами.
Род занятий надо оценивать по степени его нужности, а не по тому, что вокруг него наворочали продажные пропагондоны. Или непродажные болваны, которые видят романтику в варке стали или добыче угля, не будучи сами способными отличить конвертерный шлак от автомобильного альтернатора, а шахтную штольню от каталитического крекинга (они, скорее всего, просто незнакомы со всеми четырьмя приведёнными терминами). Тогда как на самом деле все эти три занятия - варка стали, добыча полезных ископаемых и розничная торговля - являются просто общественно полезными, скорее всего, в равной мере. Как-то так.