Почему нам рано в космос?

Jul 31, 2015 00:46

Эссе по теме.


Лента твиттера на тему космических исследований в пух и прах проигрывает той же ленте на тему гаджетов - по всем статьям. Космос в карман не положишь и на день Святого Валентина не подаришь. Вот канадский космонавт утешает мальчика, которого настолько волнует судьба космического устройства «Вояджер», запущенного в пространство 37 лет назад и сегодня находящегося за пределами Солнечной системы, что тот не может спокойно спать. Беспокоится, не одиноко ли «Вояджеру» в холодном вакууме и что будет с ним, если что-то поломается - чинить-то некому? А мы все обсасываем тот незначительный факт, что шестой айфон гнётся, если положить его в задний карман джинсов и посидеть на нём несколько часов. Марсоход «Кьюриосити» отметил два года с момента посадки на поверхность планеты, и где те люди, которых это волнует?



Индия отправила на Марс космический корабль. Полная стоимость индийской марсианской программы составила 74 миллиона долларов - как пишут в прессе, «дешевле, чем Голливуду обошёлся кинофильм «Гравитация». Это, как мне кажется, очень символичное событие: вступаем ли мы в эру аутсорсинга космических исследований? Конечно, я не смог удержаться от того, чтобы не вспомнить древний анекдот о том, что в ходе вывода на орбиту китайского спутника сто тысяч китайцев умерли от грыжи. Следующие вещью, которая пришла мне на ум, было предположение о том, из чего же индусы сделали свои корабль - элементы из соломы и рисовой бумаги, твердотопливный ускоритель, работающий на карри... Многие из нас смотрели «Миллионер из трущоб» или многочисленные видео о том, как в Индии, например, организовано железнодорожное сообщение. Впрочем, всё это - всего лишь отражение моих собственных стереотипов, воспитанных, во многом, империалистической литературой а-ля Редьярд Киплинг. Вспомним, как отличались взгляды на всё японское Марти МакФлая и профессора Брауна из «Назад в будущее».

Профессор: «Неудивительно, что эта схема сгорела, тут написано „Сделано в Японии“». Марти: «Что ты имеешь в виду? Всё лучшее сделано в Японии». Японцам потребовалось всего тридцать лет для того, чтобы научиться делать «самое лучшее» вместо продукции из овечьего помёта и бамбука, почему бы этому не случиться и с Индией, обладающей колоссальными людскими ресурсами - просто согласно теории больших чисел, в стране с населением в миллиард человек будет на порядок больше талантливых людей, чем в стране со ста миллионами. Нельзя недооценивать индусов, и следует внимательно следить за тем, что они мутят у себя в Индустане.



Японская «Обаяши Корпорейшн» планирует построить лифт на земную орбиту. Сделан он будет из углеродных нанотрубок прочностью в тысячи раз выше стали. Сегодня, правда, длина таких нанотрубок не превышает трёх сантиметров, но японцы обещают научиться производить их гораздо большей длины, для того, чтобы построить лифт на орбиту высотой около ста тысяч километров. Трубок, короче, понадобится ой, как много. Зато стоимость доставки грузов на орбиту упадёт с 22 000 долларов за километр до 200, путешествие будет занимать около недели и обещаются «захватывающие дух виды». Это будет что-то вроде путешествия в Хабаровск в плацкартном вагоне - чай в подстаканниках, заспанные проводники, пьющие водку соседи и гирлянды несвежих носков, выдающихся в проходы. Только за окнами, вместо минималистического сибирского пейзажа, будет Большая и Малая Медведицы. Ну, и так далее.

Простая экономическая арифметика легко и просто доказывает, что в межпланетных путешествиях для человечества сегодня нет ровно никакого прока. Стоимость их столь высока, а практическая польза - ровно наоборот, что подобные программы не являются сегодня ничем иным, нежели стрельбой из пушек по воробьям. Человек - существо настолько хрупкое, что и на собственной-то планете выживает путём огромного напряжения сил, что уж говорить о других планетах, где его вообще никто не ждёт и усилия по поддержанию жизни представляются невероятными. Один природный чих - и привет, можно ставить мемориальную доску. Тем не менее, космические программы разрабатываются и финансируются даже несмотря на то, что человечество продолжает упорно играть в бирюльки и тратить свои природные, временные и креативные ресурсы на производство автомобилей со сроком службы в пять лет или средства мобильной связи, морально устаревающие за год. Собственная космическая программа есть даже у Ирана, хотя кто бы мог подумать?



Мы собираем информацию, которая понадобится нам не сегодня и не завтра, а может быть, вообще не понадобится. Новый спутник NASA под названием TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite, или «Транзитный Спутник Исследования Внесолнечных Планет») будет в течение двух лет собирать данные о землеподобных планетах, обращающихся вокруг ярких звёзд. Планируется обнаружить около 3,000 подобных планет. Что можно сделать с этой информацией, когда простой вывод на орбиту ракеты обходится в миллионы долларов и перспективы развития отрасли не дают пока надежд на сколько-нибудь быстрый прогресс в этой сфере?

Парадоксально, но стоимость космических программ познаётся в сравнении, как многое другое в этой жизни. Журналисты сравнили стоимость некоторых рутинных явлений американской жизни со стоимостью космических исследований и обнаружили интересные факты: разная фигня обходится американским налогоплательщикам куда дороже космического прогресса. Список дорогостоящих нелепиц оказался обширным: ошибки в методике начисления пособий по безработице, расходы по найму военных-контрактников, потери от ежегодного перехода на летнее время и обратно, засуха в Калифорнии, совокупный долг американцев за получение высшего образования, и, наконец, деньги, попросту американским правительством «потерянные» - любой из пунктов стоит дороже американской марсианской программы. Естественным выводом было бы то, что до тех пор, пока мы не начнём тратить на космос больше, чем на весенний призыв в армию, на технологический прорыв рассчитывать нечего.



Расхожее наблюдение гласит, что вселенная хочет, чтобы мы развивали компьютерные технологии и коммуникации, и не лезли пока в атомную энергетику, например. Вы помните о том, что КПД атомной электростанции равен примерно 3%? Это был один из трёх или четырёх фактов из школьного курса физики, по дикой случайности застрявших в моём мозгу. Остальные 97% энергии, образующейся в ходе контролируемого человеком атомного распада, уходит на обогрев планеты. Таковы, на сегодняшний день, способности человека использовать мирный атом. Паровоз - и тот куда более эффективен. Такая же ситуация и с космосом, уверен. Рано нам в пространство, даже до Марса пока рановато - мы там устроим то же, что делаем сейчас со своей планетой.

Кто-то подсчитал, что если бы авиация развивалась темпами, аналогичными IT, то перелёт из Америки в Европу сегодня занимал бы 6 секунд. Тем не менее, летаем мы пока что по десять часов и продолжаем строить электростанции, утилизация отходов деятельности которых стоит едва ли не больше, чем полный цикл строительства и эксплуатации самих станций. И в этом есть громадный смысл: человечеству, в его настоящем состоянии, нельзя давать в руки ничего опасней атомной электростанции со смехотворным КПД, потому что человечество непременно что-нибудь грохнет. Или начнёт меряться пиписьками, а эти игры всегда заканчиваются дракой - у кого-то непременно окажется короче. Ну, про религиозные войны даже начинать неохота.

Жажда знаний, странным образом смешанная с честолюбием (невозможно отрицать того, что за каждой подобной миссией стоят национальные интересы, ещё со времён полярных экспедиций Скотта или Амундсена) тянет человечество в разнообразные авантюры. Моё отношение к перспективам человеческой расы постоянно балансирует на тонкой грани между чёрным скепсисом и робкой надеждой - вдруг что-то изменится в глобальных настройках этого скопления пироманьяков.

Источник.





космос, мир идей

Previous post Next post
Up