- А вы за что сыдытэ, гыражданын?
- Сказал «Гад усатый!»
- А вы кого имэли в выду?
- Конечно, Гитлера!
- А вы кого имэли в выду, Лаврэнтий
Павловыч?
© Отрывок из антисоветского анекдота
Увидеть каждую шерстинку чёрной кошки, отсутствующей в тёмной комнате - это особый талант, в своё время весьма востребованный и оплачивавшийся не только деньгами, но и доступом к дефициту из распределителей и к загранпоездкам. Под катом - забавный эпизод из истории фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».
В том, что фильм плохо укладывается в советский официоз, сомневаться не приходится. Этот официоз предпочитает, чтобы фильмы о мелких и для мелких носили исключительно героико-романтический характер с двойной летальной дозой пафоса, либо были откровенно дидактичными, тут даже безобидные ленты, вроде «Автомобиля, скрпики и собаки Кляксы» не совсем в ту степь - хотя выходу последней на экран никто не препятствовал. Но увидеть в похождениях пионера Иночкина намёк на то, что Никита смертен - это уже состояние, которое с трудом излечивается ведром концентрированного раствора галоперидола, закачанным под давлением 10 МПа в тухлую вену.
Впрочем, докопаться - хотя и не воспрепятствовать выходу на экран - смогли даже к ленте для первоклашек «Внимание, черепаха» : из-за того, что название этого моллюска пресмыкающегося начинается на букву «ч», и оно чуть не попадает под советский танк (ну, а какие ещё танки возможны после 9 мая 1945 года на территории СССР?), бздительные идеологические работники видят намёк на события в Чехословакии, имевшие место за 2 года до того. До идейных долбоклюев не доходило, что даже если режиссёр Быков (не Зильбертруд, а Ролан) и имел в виду нечто подобное, то мелочь, для которой снят фильм, столь тонкого намёка не поймёт, а взрослые - кроме кинокритиков - смотреть его не станут (а кинокритики - люди, от гонораров за публикации зависящие, и срать самим себе в кормушку, в условиях государственной монополии на СМИ, не станут).
Как только картину сдали, на нее сразу навесили два клейма: антисоветская и антихрущевская. Тогда я впервые слово «антисоветская» и услышал. Что же касается Хрущева, сначала я думал, что нас обвиняют из-за темы кукурузы, проскальзывающей в картине. Оказывается, все еще хуже. Причиной обвинений стал эпизод с воображаемыми похоронами бабушки. Над процессией несут ее увеличенный портрет. Так вот, при фотоувеличении становятся видны редкие волосы бабушки. Тут строгие цензоры Госкино и поймали нас: «Это они Хрущева хоронят».
Источник.