Католическая Церковь не была против науки не только сейчас, но и раньше. Она была разве что против гордыни по Бюффону, отрицавшего необходимость в Боге в нашем мире. Но многим кажется, что мракобесие осталось на уровне XI века...
Фреска Джузеппе Бертини «Галилей показывает телескоп венецианскому дожу»
Американский историк Гари Фернгрен - о том, как договариваются ученые и теологи, и о «бамперном мышлении» в этических спорах
Гари Фернгрен - профессор истории в Орегонском университете (США). Кроме истории древнего мира, он ведет курс о взаимоотношениях религии и науки, написал об этом несколько книг. Профессор выступил на московской конференции «Гален: историческая судьба и задачи научных исследований», которая прошла 20 и 21 ноября в Медицинском университете имени Сеченова. Фернгрен представил доклад об отношении легендарного античного врача Галена, который лечил императорскую семью, к христианской философии, когда она начинала распространяться среди римской элиты. «Русская планета» попросила историка рассказать о том, почему в XXI веке спор между религиозным и светским мышлением не прекращается.
- Что сейчас происходит в отношениях религии и науки? Меняются ли они из-за таких новостей, например, как недавнее высказывание папы Франциска, что Теория Большого взрыва не противоречит христианству?
- Большинство христиан никогда и не думали, что эти явления противоречат. В Средние века теологи говорили, что Бог создал мир, но ученые должны выяснить, как Он его создал. Это позволяет свободно работать и ученым, и теологам. Конфликты между религией и наукой возникали вокруг отдельных вопросов, как, например, открытие Галилея или теория эволюции Дарвина. Но гармония между наукой и религией встречается гораздо чаще.
Лучшая книга о креационизме и науке - это книга Галилея «Письмо к великой герцогине Кристине». В этой книге он сказал почти все, что можно сказать об отношениях науки и религии: почему они не противоречат друг другу, а говорят о разных аспектах истины. Галилей был прекрасным стилистом и умел преподносить сложные вещи понятным языком. Кардинал Ворониус говорил: «Библия не рассказывает, как устроен рай, а объясняет, как туда попасть». Галилей говорит: «Библия говорит метафорическим языком, мы не учим по ней астрономию». Эту идею впервые высказал еще Святой Августин в IV веке, он говорил, что Бог открывает истину в тех словах, которые мы можем понять. Иногда он использует поэзию, метафоры. Это как преподавать студентам сложный предмет. Августин писал комментарии к первым главам Бытия и он изучал современную ему науку, потому что считал это необходимым для своей работы.
Интересно, что Дарвин опубликовал «Происхождение видов» в 1859 году, а в 1960 году священников, принявших его идеи, было больше, чем ученых - об этом говорит исследование Джеймса Мура. Тогда было немало ученых, которые не верили в идеи Дарвина, потому что не были известны генетические механизмы эволюции. Но идеи эволюции в то время витали в воздухе, и отец Дарвина писал об этом. Но когда Дарвин написал книгу, где изложил эту теорию в деталях, это многих шокировало. То, что наука и религия находятся в конфликте - миф.
- Но почему до сих пор возникают конфликты на стыке религии и медицины, ожесточенные споры об абортах, эвтаназии и других подобных вещах?
- Когда мы начинаем говорить об эвтаназии, мы в итоге приходим к вопросу, существует ли Бог? Это просто частные случаи религиозных и моральных проблем.
- По-вашему, означает ли это, что такие спорные вопросы, как эвтаназия, аборты и другие не должны регулироваться законодательно, а должны оставаться вопросами личного выбора?
- Дело в том, что они все равно становятся предметом социальной политики. Например, можем ли мы содержать рабов? Вы знаете, кто положил конец работорговле в Великобритании в начале XIX века? Это были христиане, потому что рабство не сочетается с христианскими ценностями. Был такой человек Уильям Уилберфорс , он всю свою жизнь боролся с работорговлей. Против него были интересы плантаторов, судовладельцев, вся экономическая логика говорила: если отменить работорговлю, страна обанкротится, появится много проблем. Но Уилберфорс не сдавался: он был членом парламента, он продолжал выступать с речами против рабства, и мнения других парламентариев вокруг него постепенно стали меняться. Он произнес известную речь против рабства, которая длилась шесть часов, и в конце концов Палата общин проголосовала за отмену работорговли (в 1807 году - РП). Так христианские ценности победили жадность, эгоизм и желание эксплуатировать других людей.
Когда такие вопросы как эвтаназия или аборты становятся предметом государственной политики, люди оказывают давление на власти, чтобы они что-то запрещали или, наоборот в чем-то давали гражданам больше свободы. И часто вместо рациональной дискуссии двух сторон обычно получаются громкие кампании, основанные на лозунгах, а в результате все стороны проигрывают. Людям неуютно обсуждать такие вопросы в рациональном ключе, они настойчиво продвигают свои взгляды и даже не пытаются дискутировать с оппонентами. Я называю это бамперным мышлением, знаете, когда люди приклеивают к бамперу машины наклейки со слоганами, - таков уровень некоторых людей. Такое мышление не дает возможности продвинуться в обсуждении серьезных вопросов.
Источник.