Легенды гласят о том, что когда не было не только ЯМР-сканеров, но даже самого простого рентгена, существовали доктора, умевшие ставить правильные диагнозы по косвенным признакам. Посмотрит доктор на болезного, померит пульс, постукает, пощупает, послушает, да и выдаст: "Да у вас, милейший, явная трисомия по 21-й паре хромосом!" (шутка юмора, в дорентгеновские времена роль хромосом в развитии заболеваний не была известна).
Иногда такая low-tech диагностика приводила к большим неприятностям, так "дело врачей" началось с того, что два опытных профессора старой школы, Виноградов и Майоров, не сильно понимавшие в электрокардиографии, просмотрели инфаркт у секретаря ЦК Жданова (и отмахнулись от функционального диагноста, как от назойливой мухи, о чём через 4 года сильно пожалели), но нередко случались и точные попадания. Другое дело, что толку от правильной диагностики было маловато, большую часть болезней лечить было решительно нечем, если не существовало приемлемого хирургического вмешательства.
Но вот в наш век, когда публицисты утверждают, что доктора не смогут поставить диагноз даже явной травматической ампутации головы, не имея на руках результатов всеобъемлющего биохимического анализа крови, чудеса "ручной" диагностики продемонстрировала студентка медицинского факультета израильского университета. Уж не знаю, как ей удавалось совмещать, но подрабатывала она не санитаркой в морге, а стюардессой на международной авиалинии. И глянув на какого-то пассажира, сразу
заподозрила у него чахотку и настояла на том, чтобы он сел в хвост самолёта подальше от других пассажиров, чтобы всех их не перезаражать палочками Коха.
Когда самолёт прибыл по месту назначения, хворого доставили в больницу, и там диагноз полностью подтвердился...