Ушастые и книга, ч.1

Oct 13, 2010 23:20

Навеяно комментариями к этому посту. В частности, первая часть моего поста - это материал автора комментариев, дефектолога Яны Борисовны Полей.

В моём недавнем интервью политологу Сергею Алексеевичу Сибирякову (оно пока что ещё не опубликовано, ждёт своей очереди) я высказал такое мнение, что технический прогресс может вытеснить бумажную книгу, но чтение, как способ получения информации, никуда не денется, поскольку оно осуществляется в том темпе, который позволяет как следует осмыслить полученные сведения. Просто читать будут с экрана компьютера или ридера и-буков.

Соответственно, приучение мелких к такому занятию, как чтение, остаётся актуальным: это - не древние языки, которых заталкивали в ушастых 100 и более лет назад с той целью, чтобы они затрахались, и у них сил на свойственные возрасту глупости не оставалось (то же подметание плаца ломом, только в более изящной упаковке), а навык который был, есть и будет практически полезным.

Ссылка пойдёт в раздел ушастого проекта "Воспитание и развитие".

Как хорошо, когда дети читают, и особенно - когда читает твой ребёнок. Сразу столько времени свободного появляется! Идея научить малыша читать овладевает некоторыми мамами чуть ли не с первых месяцев его жизни. В воображении рисуется умилительная картинка - мальчик над раскрытой книгой, девочки, позабывшие про всё, жадно читающие сказки, и никто не шалит, никого не надо занимать. Да и книга - источник знаний! Скорее, скорее учиться читать!

И начинается гонка. Пробуются методики, сравниваются результаты: наш «уже буквы знает!», а наша «читает». Кто-то огорчается, что наследнику пять лет, а он ещё не дружит с алфавитом. Кто-то сетует - малыш не любит читать и протестует, когда читают вслух, не желает слушать вообще…

А когда ребёнок должен уже уметь читать? И, главное, как его учить? Выскажу крамольную, несовременную мысль - не раньше пяти лет, когда уже закончила формироваться речь. А вот готовить к чтению мы начинаем с рождения. И это правильно. Пусть на стене висит азбука, пусть среди разноцветных кубиков прячутся кубики с буквами, пусть привыкает к буквам, играет с ними, но целенаправленно учить читать в 2-3 года, а тем более в 6 месяцев - не стоит.

Человек в детстве проходит несколько этапов психологического развития.

До двух лет малыш познаёт мир в физических ощущениях, рассматривает его и пробует на зуб, развивает тактильную чувствительность. Это сенсорно-моторный этап развития.

С двух лет ребёнок осваивает язык, учится слушать, взаимодействовать с другими людьми, использует предметы-заместители в игре. Формируется и развивается символическая игра.

На третьем году жизни дети больше тратят времени на игру, общение, изучение окружающего мира. В чём-то становятся более терпеливыми - могут дольше заниматься одним делом, не отвлекаясь. Больше подражают взрослым, усваивают манеру поведения. В этом возрасте начинают формироваться полезные и вредные привычки. Совершенствуется тонкая моторика. Малыш становится более самостоятельным. Появляется ролевая игра. Три года - возраст почемучек. «Почему? А что? А как?» - теребят маму каждую минуту. Это может немного напрягать, но очень хорошо, когда ребёнок интересуется тем, что происходит вокруг него. Следует поддерживать его в этом, отвечать на вопросы и даже их стимулировать.

На четвёртом году жизни ребёнок придумывает правила для игр, способен им следовать. Движения пальцев ещё больше совершенствуются. Мы учим ребёнка классифицировать предметы, изображения, развиваем его речь. В промежутке между четвёртым и пятым годами жизни у детей великолепно работает память, они усваивают устную структуру родной речи, активно занимаются словотворчеством. С пяти лет ребёнок лучше управляет своими эмоциями, поведением - во всяком случае, пытается контролировать себя.

И с семи лет наступает логический период - ребёнок способен к логическим построениям, уже может сопоставлять факты.

Учить читать ребёнка, пока он не прошел первых этапов развития, - всё равно что учить его бегать раньше, чем он научится ходить. В два года малыш может запомнить буквы, может даже складывать из них слоги и короткие слова, но читать способен очень редко. Бывают дети, умеющие именно читать (вдаваясь в смысл, а не просто проговаривая слоги) в раннем возрасте - так же, как бывают дети, которые с ранних лет умеют рисовать или необычайно выразительно петь. Но не все. У каждого ребёнка свои особенности. Дети, которые рано научились читать, скорее всего, и говорить начали раньше сверстников.
Мои первые буквы

Трёхлетнему ребёнку можно выложить из пуговиц или кусочков мозаики полосочку с повторяющимися элементами - например, кружочек, треугольник, квадратик или красная пуговичка, две синие, красная, две синие - и попросить малыша продолжить этот ряд. Конечно, начинать надо с простых узоров, постепенно их усложняя.

С ребёнком любого возраста можно поиграть в своеобразные прятки. Если совсем маленькие дети охотно ищут спрятанную игрушку, то с ребёнком постарше можно учиться узнавать определённые узоры и изображения вокруг, среди других узоров, находить буквы среди похожих на буквы рисунков, в словах… Можно показать ребёнку букву из магнитной азбуки, спрятать её среди других букв и попросить найти. Поискать определённую геометрическую фигуру или изображение игрушки, животного среди других фигур или рисунков. Это полезные и весёлые игры - родитель может считать (и совершенно справедливо!), что учит с ранних лет читать, а ребёнок спокойно играет. И в самом деле учится.

Кроме умения строить предложения и развитого фонематического слуха у будущего читателя должна быть сформирована пространственная ориентация, в том числе и на листе бумаге. А то пытаются юные гении прочитать вместо КОТ - ТОК, путают А с У, Р с Я… Поэтому полезны простые игры и бытовые действия - «Поставь машинку СЛЕВА от вазочки», «Убери кубики ПОД кровать», «Нарисуй домик в НИЖНЕМ ЛЕВОМ углу, а солнышко в ВЕРХНЕМ ПРАВОМ».

Так постепенно дорастаем до пяти лет. А в пять ребёнок уже способен подольше заниматься и слушать маму, сам придумывает истории и пересказывает услышанное или прочитанное. В пять лет у ребёнка чистое звукопроизношение, сформированная речь, практическое владение родным языком. Он уже способен воспринимать абстрактные символы. Как раз можно активно приступать к освоению чтения.

А в шесть, в семь лет ребёнок уже умеет читать. Даже если читает по слогам - не страшно. К восьми, скорее всего, научится читать слитно.

Не могу и не хочу

Обычно мамы жалуются на то, что ребёнок не может читать. Вариант - не хочет читать. Не хочет и не может - чаще всего это одна проблема. Очень часто дети не хотят делать то, что не могут или считают, что не могут. Как только какой-либо навык осваивается и становится естественным, как дыхание, так сразу выясняется, что малыш всё, оказывается, может!

Но чтение состоит из двух важных частей. Умение переводить абстрактные знаки в осмысленные слова и любовь к чтению, как к процессу. Часто родители упираются в первую часть. И проявляют такое усердие, что ребёнок, выучившись читать, не читает. А про вторую - не думают...

В принципе, если в семье есть ненавязчивая, естественная атмосфера чтения, то ребёнок, скорее всего, читать будет. Ну как не читать, когда тут папа маме бросил загадочную какую-то фразу… Или маму дёргаешь поиграть, а она тебе: «Подожди-подожди…», а сама читает, читает и не надоедает ей! А бывает, кто-нибудь отрывок прочитает и на самом интересном месте остановится. Невольно захочется оказаться вместе со всеми в одной лодке!

И бесполезно жаловаться специалистам, учителям, друзьям, что «мало читает», если в семье тоже мало читают.

Книжка для малышки

С малышами долгая дорога к самостоятельному чтению начинается рано-рано. Кроха ещё и сидеть-то толком не умеет, а вы ему: «Идёт коза рогатая за малыми ребятами - забодаю-забодаю!», «Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка!», «Киска-киска, киска, брысь - на дорожку не садись! Там Митя пойдёт, себе ножку ушибёт!» Проходит немного времени - вы показываете ему знакомых персонажей: вот Киса, вот Коза, вот Волк, вот Зайка, вот Машинка, как у папы совсем. Машинка едет, гудит - би-би, Котик ловит мышку, Волк страшный, Зайка милый…

Книжки-малышки, книжки-игрушки: одни пищат, у других выдвигаются фрагменты рисунков, третьи звенят или шуршат - обычно такие книжки привлекают детей в 1,5-2 года. Ребёнок привыкает к тому, что вот эта штука называется книга, у неё под яркой обложкой живут всякие интересности, да и мама что-то увлекательное рассказывает, когда берёт в руки этот предмет. Истории пока маленькие - да и наш человечек маленький. Мамы жалуются порой: не любит слушать, не ждёт, когда я дочитаю стишок до конца. Значит, не читайте всё, постепенно научите рассматривать картинку - назовите одно слово, попозже ещё два-три. Пусть сначала малыш рассматривает страницу минуту, потом две минуты - и в какой-то момент он будет с интересом отыскивать на картинке всё, что вы называете.

Старайтесь связывать моменты общения с книгой с чем-то приятным, не берите книгу в руки, когда раздражены, когда ребёнок устал или плохо себя ведёт. А вот когда все весёлые, спокойные, сытые, отдохнувшие - почему бы и не почитать? С двух лет старайтесь примерно в одно и то же время читать - перед сном, после завтрака, перед прогулкой или после, перед ужином - любая мама чувствует своего ребёнка и поймёт, когда лучше.

Часто мамы удивляются: столько книжек, а он всё одно и то же просит! Это нормально, дети немного консерваторы - им нужен режим и знакомые, освоенные ими пространства, предметы и слова. Эту надоевшую вам историю про семерых козлят малыш любит ещё и потому, что он всё там знает, он может подсказывать вам слова. Кроме того, даже небольшие, с повторяющимися кусками текста, сказки, маленькому человеку тяжело воспринимать сразу целиком. Сначала ребёнок впитывает начало сказки, потом середину. Мир огромный, постоянно меняется, а что-то неизменное, любимое, знакомое - старая игрушка, знакомая сказка - помогает не потеряться в том космосе информации, который окружает ребёнка.

Детям важны стихи и сказки с повторяющимся, немного убаюкивающим ритмическим рисунком. Когда один фрагмент нанизывается на другой, потом они повторяются и к ним добавляется третий. Та же «Репка», тот же «Теремок»... Такие истории и запоминать легко, да вдобавок они развивают чувство ритма, память.

В книгах для трёхлеток текста становится больше, и хотя иллюстрации по-прежнему яркие, приходится больше слушать маму, чем рассматривать. Всё равно не отказывайте ребенку в желании просто рассмотреть картинку, вернитесь к ней, попросите отыскать персонажей стишка или что-то знакомое из жизни.

Ребёнок растёт, растут книжки, привычка выслушивать историю на ночь или после обеда закрепляется, становится чем-то приятным, успокаивающим. К пяти многие дети знают буквы, кто-то пытается читать самостоятельно, кто-то пока слушает маму. В этом возрасте дети способны воспринимать истории с продолжением.

Заложники прогресса

А как же, как же внучка Марьи Петровны? Уже в 3 года читала! В 6 в школу пошла, в 20 докторскую защитила, сейчас едет Нобелевку получать. Мы очень рады за внучку Марьи Петровны, но дочка Светки из соседнего подъезда ничем не хуже, хотя пошла в первый класс, ещё не умея читать, а тоже на пятёрки учится и на олимпиады ездит.

Если ребёнок научился читать до 6-7 лет - совершенно неважно, когда именно это произошло. Если рано - очень хорошо, значит, такой вот одарённый. Бывает ведь и речевая одарённость, как и музыкальная или спортивная...

Например, один ребёнок научился читать в три года. Уточняю: сам научился, никто его не принуждал. Научился именно читать, а не механически называть слоги и слова. Другой научился читать вовремя, после 5-6 лет. Если они любят читать, то, скорее всего, в 8 лет они будут примерно на одном уровне - одни и те же книжки читать, примерно одинаково учиться и развиваться (учитывая индивидуальные особенности характера).

Так зачем напрягать ребёнка, заставлять его гнаться за рекордами в усвоении знаний? Всё придёт в свой срок. А ведь бывает и такая ситуация: мама, ориентируясь на свой детский опыт или на умения других детей, на рекламные статьи или модные теории, учит читать трёхлетнюю кроху вопреки его или её желаниям. Когда такой человек вырастает, он если и любит читать, то скорее вопреки, нежели благодаря маминым усилиям.

Всё-таки учиться читать ребёнок должен, радуясь или хотя бы не рыдая.

Да, сейчас есть множество методик, которые предлагают учить ребёнка читать с 3, с 2 лет, с 6 месяцев… Они неплохие, но не будем забывать, что экспериментаторы - часто неистовые и увлекающиеся люди. Это прекрасно. Без новаторов не двигалась бы наука, мы бы сидели до сих пор в пещерах и ели сырую мамонтятину. Но и отрицать старинные, проверенные методы тоже не следует. Как всегда, истина где-то посередине.

Дети разные, и каждому ребёнку подходит что-то своё. Какие-то приёмы можно брать из одного способа, какие-то - из другого, и в результате может родиться свой собственный, фамильный. Мало того, если в семье растёт несколько детей, мама может обнаружить, что с каждым ей по-разному приходится и воспитывать любовь к чтению, и учить читать. С одним ребёнком поможет сочетание азбуки и букваря, классические приёмы чтения. Другой заинтересуется чтением, узнавая знакомые слова в вывесках, в книге у мамы, в папиной курсовой, которую он набивает, в рекламе. Третьему кубики Зайцева помогут.

Путь к книге

Если ребёнок приходит в семью уже в «солидном» возрасте - в 3, в 4 года, для начала стоит как следует проверить его речь. И начать путь к книге с развития речи. Если ребёнок школьник - опять-таки, следует выяснить, нет ли у него логопедических проблем. Заранее можно расспросить педагогов о любимых книгах ребёнка или хотя бы о его предпочтениях. Помним о двух компонентах любви к чтению, особенно о втором - ведь у ребёнка в учреждении точно не было атмосферы «читающей семьи» и соответствующих примеров для подражания, так что если ваш новый ребёнок вдруг проявит большой интерес к чтению - считайте, что вам очень повезло.

Но скорее всего мир книг будет для него таким же новым, как и мир вашей семьи. И вкус к чтению нужно будет прививать, как вкус к домашней еде и красивой одежде. Не торопитесь ругать не очень качественный мультфильм, если он нравится вашему ребёнку. Иногда через дурацкий комикс или через супергероя можно перекинуть мостик к Астрид Линдгрен, Успенскому, Милну, Заходеру, Носову, Пришвину… От Джека Воробья - к Сильверу и Флинту. От каких-нибудь трансформеров - к Булычёву и Стругацким. От Винкс - к Золушке и Златовласке, от мультяшной Русалочки - к Андерсену, от Тома, Джерри и кучи безумных кроликов - к Беатрис Поттер, Сутееву, Чарушину, Мамину-Сибиряку…

А иногда путь к интересным историям, спрятанным за обложками книг, лежит через истории о самом ребёнке. Их можно сочинять всем вместе, наклеивая фотографии, делая смешные коллажи. Истории должны заканчиваться неожиданно или на самом интересном месте, они могут быть как фантастическими, сказочными, так и реальными. Сходили в цирк, впечатлились - придумали небольшой комикс-рассказ для папы, который был лишён этого удовольствия. Можно написать письмо Деду Морозу или тем же Черепашкам-ниндзя. И пусть не сразу эти произведения станут достойными конкурентами «Гарри Поттеру» - зато по ним, кроме всего прочего, будет прекрасно видно, как мир ребёнка расцвечивается новыми красками и впечатлениями. И книги со временем тоже станут источником этих впечатлений и ещё одной реальностью, в которую ребёнок попал благодаря вам.

Игры с буквами

* Рисовать буквы на больших листах бумаги, обклеивать рисинками, веточками, кусочками цветной бумаги, делать шероховатыми или гладкими, обшивать пуговицами.

* Нарисовать палочку или кружочек и предложить ребёнку дорисовать букву. На этапе слогового чтения - то же самое можно проделывать с частями слов. Написать МА - и по очереди добавлять другие слоги: МА, ША, ЛЫШ, ШИ и НА, или поставить спереди: ЛА, ЗИ, ДО… Кто больше придумает - тому приз.

* Бросить врассыпную разные буквы - кто быстрее соберёт - а потом составлять слова. Или находить определённые буквы.

* Придумать для каждой буквы характер, нарисовать домик. Д - серьёзная дама, живет во дворце, а Ь - весь такой мягкий, милый, спит на пуховой подушке. Пришел в гости к Д, и она стала тоже милая и мягкая. Пришла А к букве М и построили они домик МА… Таких шуточных приёмов можно придумать много.

Если ребёнок не умеет читать:

1. Развиваем его речь.

2. Поощряем любопытство.

3. С ранних лет тренируем его память - слуховую, зрительную, развиваем внимание, формируем усидчивость.

4. Создаём положительный образ Книги. С нуля до трёх книга - это игрушка, головоломка, любимая Штука, которую всегда берём с собой, необходимый или привычный предмет, без которого нельзя представить день - как без еды, без сна, без прогулки…

5. Формируем положительный и родной образ буквы. Пусть ребёнок с детства играет кубиками с буквами, пусть у него на стенке висит азбука с весёлыми картинками, а по холодильнику привычно гуляют магнитные буквы. Необязательно составлять из них слова - можно соорудить человечка, невиданную зверюшку, домик. Ребёнок учится узнавать букву в любом положении, среди любых других элементов.

Если ребёнок уже умеет читать, но делает это неуверенно и редко:

1. Используем игровые приёмы - делаем книги сами, в альбомах: подбираем рисунки, составляем тексты. Можно выкладывать истории по одному предложению в день из магнитных букв.

2. Подбираем для самостоятельного чтения небольшие рассказы - интересные, сочетающиеся с внутренним миром ребёнка. Маленькому ковбою не очень нравится читать про принцесс, а будущей балерине - про пиратов. Хотя бывают и исключения. Внимательно относитесь к вкусам ребёнка.

3. Смешные, неожиданные тексты, истории с тайнами, с большим количеством рисунков помогают преодолеть неуверенность, отвлекают юного читателя от его несовершенной техники чтения.

4. Тексты выбираем с короткими ясными предложениями, с понятными словами.

5. Начинаем читать вслух, а на самом интересном месте «устаём»: «Ах, мамин язык устал, а так интересно узнать, что было дальше!»

6. Любимый мультик, недавно посмотренный фильм или спектакль - отличный повод прочитать новую книжку.

7. Аудиокниги помогут плохо читающему ребёнку в любом возрасте. Школьнику - познакомиться с текстом, малышу - привыкнуть или услышать знакомую сказку ещё раз, ведь не всегда у мамы есть время почитать вслух.

8. Совершенствуем чтение. Читаем понемногу, но каждый день. Не давим на ребёнка, не читаем нотаций, но всячески подчёркиваем, как нам приятно, как мы гордимся его достижениями. Неудачный метод: «Ты тупой, все уже читают, а ты нет. Тебе только мультики интересны!». Лучше: «Какой ты молодец, вчера прочёл одну страничку, а сегодня уже две!» Не сравниваем успехи в чтении с другим ребёнком - только если в лучшую сторону.

Чтобы ребёнок любил читать:

1. Надо обязательно читать самим для себя. С увлечением.

2. Читаем вслух. Это хорошая семейная традиция, которая не только помогает ребёнку подружиться с книгой, но и способствует сплочению семьи, созданию тёплой атмосферы, возникновению общих интересов.

3. Детские книги должны быть собраны в одном, привлекательном месте - у ребёнка на его персональной полочке. Чтобы было удобно брать, рассматривать. Однако не надо, чтобы их было много на виду - пусть стоят те книги, которые подходят по возрасту, и парочка на возраст постарше. Остальные наготове, ждут своего часа.

4. Читаем с удовольствием, а не под нажимом. Этот пункт иногда тяжело выполнить, но даже «нажимать» можно по-разному - можно мягко, а можно строго. Но читать, захлебываясь в слезах - плохой способ полюбить книгу. Неправильно: «Пока не прочитаешь - никаких мультиков!» Лучше: «Ой, через час твои любимые «СуперЕноты», давай почитай немного, пока я цветы поливаю, мне будет приятно!»

5. Дома должен быть культ книги. Книг должно быть много разных, они не пылятся, а активно используются. Взрослые говорят о книгах, делятся фразочками, цитатами из любимых книг, гордятся тем, что прочитали, забывают книгу в туалете, в ванной, на кухне, берут с собой в поездки…


Окончание следует. Не материала Я.Б.Полей, он изложен здесь полностью, а моего поста, представляющего собой подборку из двух материалов с одного и того же сайта.


ребёнки

Previous post Next post
Up