black-mammi навела на блог своей коллеги, логопеда Яны Борисовны Полей (УПД: в ходе открытой переписки в комментариях к другому посту выяснилось, что это не коллега, а она сама). Публикую оттуда материальчик о том, как помогать малышам с дисграфией - затруднениями при письме. Дисграфики - это такие мелкие (да и взрослые тоже), которые несмотря на все надирания ушек и двойки в дневнике, упорно пишут слово "собака" через "ять", в ЖЖ их, кстати, хватает. Ушастый на юпике - младший школьник, потому что проблемы с письмом наиболее актуальны именно для этой разновидности мелких. Ссылка - в ушастый проект, раздел
"Повседневные проблемы".
Еще немного полезных советов для родителей школьников. Когда ко мне приходят, опечаленные школьными успехами своих детей, мамы, я всегда показываю один «фокус». Пишу два раза одно и тоже слово.
Затем спрашиваю, а какое же слово написано лучше? Как правило, дети выбирают второе.
А теперь раскрываю секрет. Первое слово я пишу без отрыва, как учат в школе. А второе - с отрывом. Выполняя все положенные соединения, но ради каждого элемента буквы отрываю ручку от бумаги. Когда-то так и писали. Вы попробуйте писать без отрыва, чернилами или тушью. Да еще гусиным пером, пусть и остро заточенным. Шариковые ручки - это зло. Гелевые - зло еще большое. Шучу, конечно, хорошие ручки, но я иногда советую родителям разыскать перьевые ручки, поискать чернила в пузырьке или тушь и поиграть в переписчиков, шпионов, в старину какую-нибудь. Ну, при условии, что это будет интересно ребенку. Пираты, тоже чернилами писали, да и феи с принцессами вряд ли пользовались шариковыми ручками. Придумать что -нибудь можно и нужно. Дело в том, что совершенствовать письменную речь - дело нужное, но и нудное одновременно и без игровых приемов не обойтись даже с солидными гражданами 9-10 лет. Поэтому я разрешаю и, даже иногда, требую пользоваться теми же гелевыми ручками, но не синими, а разноцветными, с блестками, запахом фруктов и так далее. Основные виды работ, конечно же, лучше выполнять синей или черной ручкой, но не цепляйтесь строго за школьный формуляр. По правилам пусть домашнюю работу и диктанты в школе пишет. А наша задача - сделать так, чтобы ребенок не только по правилам, но и ПРАВИЛЬНО все делал. А у нас проблема, правильно делать мы не можем.
Итак, можно поиграть в тех же пиратов и составить свод правил, написать красиво, выписывая каждую буковку, можно написать что-то вроде красивого плакатика и повесить над столом « Я пишу хорошо и правильно, я знаю все правила, у меня все получается!» Можно использовать чернила, если ребенка заинтересует такой старинный способ письма и поиграть в китайских каллиграфистов, можно что угодно, включайте фантазию и отталкиваетесь от интересов ребенка. Одна девочка просто так выписывала строчка за стройкой имена придуманных принцесс, обмакивала ручку в чернила и выписывала Анжелика, Ангелина, Арабелла….Сюзанна….Хлоя…Ядвига. Ну, почему-то ей было интересно так делать, вот почерк и совершенствовала. Игры с чернилами пригодятся как детям с проблемами письменной речи, так и обычным ребятам с плохим почерком.
А вот, если у ребенка, страдает не только почерк, но и грамотность… Если Вашему любимому, золотому, но плохо читающему и пишущему ребенку написали в медицинской карте «Дисграфия» или «Дислексия». Даже если Вы подозреваете, что проблемы с диктантами вовсе не из-за того, что плохо учит правила…Тогда Вам пригодятся следующие упражнения
1) "Корректурная правка".
Найдите скучный текст с крупным шрифтом. Сгодится и старая папина курсовая и мамина диссертация или статья в газете. Главное, не мелкий шрифт. Ребенок каждый день в течение пяти минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начинаем с одной буквы, например, с "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими"для школьника.
Хорошо бы проработать пары "П/Т", "П/Р", "М/Л" , "Г/Д", "У/Ю", "Д/Б" . Эти буквы дети достаточно часто путают.
Ребята вообще путают буквы или по внешним признакам ( сходные по написанию элементы) или по фонетическому сходству. Даже дисграфии подразделяются на оптическую дисграфию и дисграфию по фонетико -фонемическому сходству.
Выяснить, написание, каких букв для Вашего ребенка является затрудненным легко - достаточно посмотреть несколько письменных работ и сразу обнаружатся определенные закономерности. .
2) "Пишем вслух"
В момент написания надо обязательно ВСЛУХ проговаривать все, что пишем. Даже если это ответ в задачке. При этом голосом выделяем слабые, смазано произносимые согласные, безударные гласные. Проговариваем так, как пишем. кОрОва, соЛНце, куВшин. Обычно мы говорим «карова» «сонце» «куфшин»
Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зуп", или перед глухим согласным, типа "лошка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно.
3) "Вглядись и разберись"
Берем сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "…", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "…", вторая "…"), соединенные союзом "и"".
4) "Пропущенные буквы"
Сейчас можно найти много заданий, и книжек с упражнениями, где предлагают вставить пропущенные буквы. Лучше, если у ребенка будет вариант и с пропущенными буквами и правильный. Ведь он должен будет потом проверить себя. Можно набрать на компьютере текст в двух вариантах - с пропусками и без , распечатать и предложить ребенку для работы. Этот вариант хорош тем, что можно выбрать удобный именно для Вашего ребенка шрифт, выбрать любой текст и сделать акцент на его « любимых» ошибках.
Ожидается продолжение. Когда оно появится в первоисточнике, отпиарю.