Довольно интересный материал про Tall Ships' Races 2014 на Чёрном море.
Подумываю, а не уговорить ли мальца через пару лет пойти туда юнгой - оказывается, вход свободный (хотя и не бесплатный)...
...За провод через Босфор (лоцман и два буксира) турки содрали с «Седова» 68 тысяч евро. «Раньше брали в два раза меньше, - возмущается Родионов. Когда пойдем назад - сдерут еще столько же, а у нас весь годовой бюджет на такие случаи 150 тысяч». Возможно, неожиданное подорожание стало результатом санкций, которые турки поспешили ввести самостоятельно.
...Чтобы попасть на Tall Ships’ Race «Надежда» прошла 10 622 морские мили из Владивостока в Варну. «Почти все время шли под парусами, - рассказывает капитан фрегата Сергей Воробьев. - У нас очень скромный бюджет, поэтому приходится экономить на всем, в том числе и на топливе. Вы не поверите, но на дневной рацион курсантов нам отпускают денег меньше, чем предусмотрено на питание заключенных в российских тюрьмах». Позавтракав с командой на «Надежде» я слова капитана могу подтвердить. Два оладушка, ложка сгущенки и сладкий чай - вот и весь завтрак молодых людей, весь день скачущих по вантам. Во время перехода с Дальнего Востока за 90 дней фрегат лишь однажды зашел в порт во Вьетнаме. Босфор прошли своим ходом, без лоцмана и буксиров, не отдав туркам ни цента. И это при встречной «текухе», достигающей 7 узлов.
...Во время черноморской регаты на борту находилось примерно четыре десятка школьников старших классов. За ними присматривали наставники - старые морские волки за пятьдесят, внешне напоминавшие матерых, но обленившихся контрабандистов. Людей в возрасте от 30 до 50 лет на борту не было. Подобное я наблюдал в Польше во время Евро-2012. На улицах польских городов почти не встречались мужчины среднего возраста. На вопрос, куда вы попрятали своих мужчин, пани объясняли, что все они уехали за границу на заработки.
.....
«Сочи - город торгашей, а не моряков! - безапелляционно заявляет Владимир Арбузов, заслуженный тренер РФ, президент Океанского гоночного клуб при Федерации парусного спорта России. - Да, есть новый порт, но режим пребывания яхт в Сочи настолько не привлекательный, что ни одна зарубежная яхта не приходит к нам уже двадцать лет. Три года назад пришла одна под английским флагом, и та все прокляла, а потом еще и описала подробности на самом популярном яхтенном сайте мира. Людей просто ободрали. За открытие границы взяли 600 евро, а потом потребовали еще 600 за отход».
«В другой раз - продолжает яхтсмен, - новороссийская яхта решила уйти домой. Оформила у пограничников отход, подняла паруса и пошла галсами. Пока галс был в «правильную» по понятиям пограничников сторону, те просто наблюдали, а когда, сделав оверштаг, лодка легла на противоположный галс, не выдержали и погнались за ней на вельботе. Экипаж пытался объяснить, что при встречном ветре парусники по прямой не ходят, но был взят на абордаж, при этом яхте едва не проломили борт».
....