Три дня в середине июня, мы, члены Свято-Стефановского братства, решили провести все вместе, взрослые и дети. Обычно у нас это был братский выезд за пределы города для совместного проживания и общения, для решения важной задачи жизни братства. Но на сей раз решили остаться в городе, чтобы сообща погрузиться в тему года, актуальную для всего Преображенского братства, тему, связанную со столетием революции 1917 года, тему национального покаяния. Нам хотелось увидеть и почувствовать, что такое покаяние, какое оно имеет отношение именно к нам, людям постсоветского периода.
Первый день маленькие дети знакомились с нашей историей, они ходили к поклонному кресту, памятнику жертвам политических репрессий, и памятнику Ленину (такие у нас контрасты), размышляли над увиденным, а потом рисовали свои впечатления. Взрослые и подростки смотрели фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Фильм показал нам, в каком страшном грехе живут люди, где человек - ничто, и его можно использовать как средство для достижения своих целей. «В тёмной комнате мы найдём чёрную кошку, даже если её там нет. Когда стоят большие цели, то можно и человеком пожертвовать», - говорит герой фильма. Понятие «враг» стало главным в человеческих отношениях. И люди привыкли так жить. А если кто не соглашался, то его уничтожали, или он сам уходил из жизни ,как герой … Тридцать лет прошло с момента выхода фильма, но вопросы остались: «Что такое добро и зло? Какова ценность человеческой жизни? Как изменить такую жизнь?» - Фильм указывает на дорогу к храму, которая ведёт к покаянию. И надо понять, что для нас покаяние, проходит ли оно через наше сердце, в чём оно должно выражаться. По окончании просмотра мы обсуждали фильм и отвечали на поставленные серьезные вопросы.
На второй день мы разбились на маленькие группы, человек по 5, взрослые и дети и пошли по улицам своего города «читать» нашу историю. Оказывается, улицы несут на себе эту историю, помнят события давних времён. Например, улица Комсомольская была Знаменской и Сталинской, а недавно часть её получила имя Карпеченко, так как на ней находится родительский дом выдающегося генетика Г.Д. Карпеченко, репрессированного советской властью. Знаменательно, что этот дом угловой и на нём две таблички с названием улиц: Карпеченко и Дзержинского, имена жертвы и палача. И одни только названия могут уже являть историю.
Галина Петухова по окончании путешествия под названием «Пешком в историю» рассказывала : «Мы оказались на самой северной улице города, так она и называлась ранее, ныне носит имя Конева. Мы-то думали, что это тот героический маршал Советского Союза И.С.Конев. Но табличка на одном из домов гласит, что Конев Н.Е. - один из создателей партийной организации в Вельском уезде, секретарь первого уездного комитета партии в 1919-1923 годах. Это ли не наша история? Совершили мы путешествие и по Советской, то ли улице, то ли истории в наше уже 25 лет как «несоветское» время.
Надежда Романова провела своей «малой экспедицией» исследование места захоронения с памятной плитой в сквере на площади им. Ленина. Там стоит неброский постамент, на одной из сторон которого высечена надпись: «Коммунисту - агитатору Грибанову Ф.Н., погибшему при подавлении контрреволюционного мятежа в марте 1921 года». Этот памятник поставлен не пострадавшим во время подавления восстания крестьянам, а человеку, который был участником расправы над крестьянами, своими земляками.
Встречающиеся на улицах люди по-разному отнеслись к нашим вопросам об истории названия улиц и живших на них людях. Кому-то было всё равно, молодые люди заинтересовались старыми названиями улиц и сфотографировали нашу карту. Одна женщина, постоянно живущая на этой улице, рассказала интересные истории из жизни бывших хозяев больших домов. Но тема покаяния людьми пока не понимается.
Можно всю жизнь оставаться при мысли, будто репрессии не коснулись нашей семьи со словами: «Мы этого не совершали и зачем ворошить то, что было? Не нам судить о событиях вековой давности. Что было, то нужно просто принять, зла всегда хватало и сейчас его очень много». Но каждый раз, когда надо задуматься глубже, появляется желание не тревожить нашу привычную «зону комфорта». Однако незнание истории ведет к тому, что ее сюжеты с неизбежностью повторяются.
Эти и некоторые другие мысли появились у нас в результате прожитых вместе дней.
Михаил Самухин выразил свое мнение по окончании нашего выезда так: «Становится очень жаль, что революция 1917 года и дальнейшие годы Советской власти с репрессиями, повлекшие многочисленные людские и материальные потери для нашего народа, были в нашей истории. Начинаешь понимать, что нужно национальное покаяние за злодеяния, допущенные в прошлом, а моя личная ответственность должна быть за настоящее, за то, чтобы мы знали и помнили прошлое, чтобы оно не повторилось».
Татьяна Привалова: "Покаяние- это процесс, который нельзя организовать. Это возможность дать Богу простор для исправления нас. Важно не втягиваться в долгий процесс, а сразу не впускать зло, беду. Фильм " Покаяние" очень важен для просмотра всем и молодежи тоже. На мой взгляд, он важен тем, что показывает, как нельзя жить. Само название фильма призывает к покаянию. Нам известно, что покаяние - это есть возрождение человека. Поэтому покаяние необходимо начинать лично с себя».
«В самом конце фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» звучит вопрос: «Зачем такая улица , которая не ведет к Храму?». Куда может вести улица Дзержинского? Может назвать её Преображенская улица, в память о Преображенском соборе, который красовался в начале ХХ века, пока его назначение не переменилось. Может и собор вернулся бы его владельцу- православной Церкви, и люди преобразились бы, и город наш изменился ,и Дух воспрял, и Вера ожила!»- так Елена Самухина подтвердила наши мысли о прожитом в эти дни.
Конечно, что без покаяния нет пути к новой жизни, к будущему. А без большого покаяния мы не состоимся как народ. И надо начинать покаяние тем, кто его понимает. Пусть даже человек с малыми силами его начинает, тогда Бог выйдет навстречу.
Известный 1917-й год - это точка, от которой нам и надо начинать своё «возвращение» и созидание жизни с Богом здесь в нашем городе.