за звичкою наобум відкрив книгу у першому ліпшому місці. Першим ліпшим місцем виявилось (Річард Бах, "Иллюзии")
"- Это был хороший фильм, - сказал Дональд, - но не самый лучший в мире. Но это была иллюзия, не так ли? На экране ничего не движется, только кажется, что они двигаются. Изменение света, который кажется движущимся на темном экране, установленном в темноте.
- Ну да, - я начинал понимать.
- Другие люди, любые люди повсюду, которые ходят в кино, почему они находятся там, раз это все равно иллюзия?
- Что ж, развлечение, - сказал я.
- Забава, верно. Раз.
- Фильм может быть воспитательным.
- Хорошо. Всегда так. Обучение. Два.
- Фантазия, бегство.
- Это тоже забава. Один.
- Технические причины. Посмотреть, как сделан фильм.
- Обучение. Два.
- Бегство от скуки.
- Бегство. Ты уже говорил это.
- Социальные причины. Побыть с друзьями.
- Причина для того, чтобы пойти в кино, но не для того, чтобы посмотреть его. Как бы то ни было, это развлечение. Один.
Что бы я ни предлагал, это соответствовало двум загнутым пальцам: люди смотрят фильмы либо ради развлечения, либо ради обучения, либо ради того и другого вместе.
-И кино подобно жизни, так, Дон?
-Да.
- Зачем же кто-то тогда выбирает жизнь, похожую на фильм ужасов?
- Они приходят на такой фильм не только ради развлечения, они заранее знают, что это будет фильм ужасов, когда входят туда.
- Но почему?
- Тебе нравятся фильмы ужасов? Ты их когда-нибудь смотришь?
- Нет.
- Но ведь некоторые люди теряют массу времени и денег, чтобы посмотреть ужасы или дурацкие мюзиклы, которые для других скучны и тоскливы?
Он не закончил своего вопроса, ожидая, что я отвечу на него сам.
-Да.
- Ты не обязан смотреть все эти фильмы. И они не обязаны смотреть. Это называется «свободой».
- Но почему кто-то должен быть устрашен или умирать от скуки?
- Потому что они думают, что заслуживают этого. Что они стоят этого, чтобы устрашать другого, или им нравится возбуждение ужаса. Или если это скука - то, какими, по их мнению, должны быть фильмы? Можешь ли ты представить, что такое множество людей, по причинам весьма для них логичным, наслаждается мыслью, что они беспомощны в своих собственных фильмах? Не можешь.
- Не могу, - сказал я.
- Пока ты не поймешь этого, ты снова и снова будешь задаваться вопросом, почему некоторые люди несчастны. Они несчастны потому, что они избрали быть несчастными, и это, Ричард, правильно.
- Хм.
- Мы - играющие в игры, получающие развлечения создания. Мы - гидры Вселенной. Мы не можем умереть. Мы можем только причинить себе небольшой вред, но не больший, чем иллюзия на экране. Но мы можем верить, что нам очень плохо, и представить себе это в любых мучительных подробностях, на какие только способны. Мы можем верить, что мы жертвы, убиваемые или убивающие, содрогающиеся от ужаса неудач.
- Многие жизни?- спросил я.
- Сколько фильмов ты посмотрел?
- Ох.
- Фильмы о жизни на этой планете, о жизни на других планетах, все, в чем есть пространство и время, - все это кино и все это иллюзия. - сказал он. - Но в течение такого времени мы можем очень многое узнать и хорошенько повеселиться за счет наших иллюзий, разве не так?
- Как далеко зайдет твоя шутка с кино, Дон?
- Как далеко ты хочешь? Ты посмотрел сегодня фильм, в частности, потому, что захотел посмотреть его. Множество людей выбирают те или иные жизни потому, что им нравится делать что-то вместе. Актеры из этого фильма сегодня играют вместе и в других фильмах. До или после - это зависит от того, какой фильм ты посмотрел вначале. Или ты можешь увидеть их одновременно на разных экранах. Мы покупаем билеты на эти фильмы, платя за вход тем, что соглашаемся верить в реальность пространства и в реальность времени... Ни то, ни другое не верно, но тот, кто не хочет платить эту цену, не может появиться на этой планете или в какой-либо пространственно-временной системе вообще."