Польша - страна, где не спросят, почему у меня такое странное имя. Стефан, здесь - имя старое, чаще его можно увидеть выгравированным на монументах, костелах или в официальных документах музеев военного и довоенного периода. Но популярность его возрождается.
Гуляя по столице, я набрел на музей, посвященный всевозможным освободительным и другим войнам, в которых участвовали поляки. Там я заметил несколько вещей, показавшихся мне любопытными, если не сказать странными. Одной из них была сутана священника, окрашенная в цвет хаки, и его чемодан, с тщательно уложенными баночками для святой воды и других священных ритуалов. Что-то я не видел лампасов на теле Христа. Солдата-наемника, воюющего за деньги, отправляет в последний путь священник, облаченный в хаки. Он военком, набирающий добровольцев в армию Христа.
Это была часть экспозиции « Афганистан 2010 г.» Под стеклом в песке лежали часы, крестик, и еще какие-то современные вещи. Это было 5 лет назад. Сейчас, наверно, то же самое можно найти на Украине. Кажется, что войны на земле никогда не закончатся, будто свойство уничтожения ближнего своего заложено у человека в генах, и он просто не может жить без крови.
Выходя, я спросил у постоянно улыбающейся (видимо ей нравилось, что я интересуюсь польской историей) женщины-смотрителя:
- Знали ли поляки русский язык во время советского периода?
- Русский язык был обязателен к обучению. Сейчас в школах больше преподается английский. Молодежь почти не говорит по-русски. Мне нравится русская литература и музыка, но русский я не знаю.
- Вы давно закончили школу?
- Давно (смеется).
Говорила она по-польски и только иногда у нее вылетали русские слова, при этом она очень удивлялась, как я могу понимать по-польски. Напротив, меня удивляло, что она не понимает русский, коль я ее понимаю.
Две вещи помнят поляки: вторую мировую войну и оккупацию СССР. Два события, унесшие жизни миллионов поляков, и независимость их страны. Об этом не принято говорить в русских учебниках, и хотя все знают о пакте Молотова-Риббентропа, мало кто действительно знает, какое губительное значение он имел для поляков. Поляки на генном уровне не выносят русских и немцев, и обожают маршала Пилсудского - отвратившего от Польши «красную чуму» еще на двадцать лет.