В отличие от предыдущих награждений «Нобелем» на этой неделе, когда премия доставалась одновременно нескольким ученым, в области химии в этом году лауреатом стал только один исследователь. Десять миллионов крон достанутся израильтянину Даниэлю Шехтману. Формулировка Нобелевского комитета звучит лаконично - «за открытие квазикристаллов».
Родившийся в 1941 году в Тель-Авиве ученый работает в Израильском технологическом институте в Хайфе. Шехтман имеет другие престижные научные награды - причем не только за достижения в химии, но и в области физики. В 1998 году был награжден Израильской премией, а в 1999-м - премией Вольфа, считающейся самой престижной (исключая «Нобеля», конечно) наградой за достижения в физической науке. Кстати, ту премию Шехтману тоже дали с формулировкой «за экспериментальное открытие квазикристаллов, непериодических твердых тел с дальним порядком, которое вдохновило исследования нового фундаментального состояния вещества».
«Такого не может быть», - сказал сам себе Дан Шехтман утром 8 апреля 1982 года. Он рассматривал через электронный микроскоп смесь алюминия и марганца - и картина, которую он увидел, противоречила всякой логике. Он увидел концентрические круги, состоящие каждый из десяти ярких точек на одинаковом расстоянии друг от друга.
Шехтман быстро охладил расплавленный металл - внезапное изменение температуры должно было создать полный беспорядок среди атомов. Но его глазам предстала совсем другая картина. Атомы были расположены казалось бы противоречащим законам природы образом. Ученый считал и пересчитывал точки. Четыре или шесть точек в кругах было бы возможно, но никак не десять. Так исследователь оказался на пороге своего открытия. Спустя два года, в 1984 году, Дан Шехтман впервые опубликовал статью о квазикристаллах.
Результаты исследований Шехтмана были неоднозначно восприняты научным сообществом - защищая свою работу, ученый был вынужден покинуть исследовательскую группу, в которой он состоял на тот момент. Но время все расставило по своим местам...
Оригинал статьи...