"Говорят под Новый год, что не пожелается, всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается!"
Не знаю, замечали ли вы странности, происходящие в последнее время под Новый год, а именно какой-то удивительный ажиотаж вокруг балета "Щелкунчик" на музыку Петра Ильича Чайковского? Все театры на перегонки ставят этот спектакль, точнее балет (кажется даже есть уже и соответствующий балет на льду), цены на предновогодние представления в Большом театре выражаются уже шестизначными цифрами! Одним словом, "Щелкунчик" явно востребован! Но в чем причина этого не вполне понятна. Конечно, Чайковский великий композитор, его музыка прекрасна, но ... Чем музыка из "Щелкунчика" лучше, например, его "Первого концерта для фортопьяно с оркестром"?!
Может быть конечно дело в литературной основе балета, то есть в сказке Гофмана под названием «Щелкунчик и Мышиный король», написанная им в 1816 году.
Кстати о Гофмане. Эрнст Теодор Амадей Гофман - немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист родился, как известно, 24 января 1776 года в Кёнигсберге. Что интересно, его настоящее имя - Эрнст Теодор Вильгельм, но в 1805 году, то есть уже будучи совершенно взрослым и сознательным человеком, он сменил имя Вильгельм на Амадей из-за преклонения перед Вольфгангом Амадеем Моцартом.
Сказки и повести и романы Гофмана это вообще нечто совершенно непохожее на обычные сказки и повести. В них Гофман создаёт двуплановый фантастический мир, в котором за рамкой повседневной действительности скрываются таинственные силы, управляющие человеком. А вот увидеть их, вырваться из рутинного и порою трагикомического водоворота обычной земной жизни могут лишь избранные творческие личности.
Прочитал недавно по поводу восприятия этой сказки интересные рассуждения одной дамы, с которыми трудно не согласится. Вот
ссылка на её текст.
Она пишет в своём эссе.
"Щелкунчик - это кукла или мальчик? Мари всё это приснилось или было на самом деле? А куда делась Пирлипат?
Гофман - представитель литературно-художественного направления "романтизм". Одним из важнейших постулатов данного течения является двоемирие: есть мир реальный и ирреальный. То, что мы видим, - это не истина. Настоящую реальность может увидеть только тонкая душа художника. Остальные же, филистеры, видят только серую обыденность.
Так и в "Щелкунчике" есть мир взрослых, которые празднуют Рождество, ставят ёлку, дарят детям игрушки, а есть мир сказки, мир оживших кукол и страна принцессы Пирлипат. Эти два мира существуют как бы параллельно, или точнее как один в другом. Но второй мир сокрыт от глаз посторонних. Увидеть его может только тот, кто умеет видеть более глубоко.
Крёстный Мари советник и одновременно игрушечный мастер Дроссельмайер, как представитель обоих миров, сначала пренебрежительно относится к детям. Он делает им чудесные игрушки, но они быстро теряют к ним интерес. И крёстный разочаровывается, потому что не может пробудить в них душу. Но ключом в мир сказок для Мари стал игрушечный Щелкунчик, несмотря на уродство которого, девочка смогла разглядеть в нём красивого молодого человека. Поэтому она смогла увидеть и больше: ожившего Щелкунчика, мышиного короля, Дроссельмейера, управляющего часами и т.д.
Каждый раз история вхождения в чудесный мир заканчивается отключением сознания Мари. То она упала без чувств, то заснула, то вдруг всё перед глазами померкло. Поэтому обывателям кажется, что это всё ей привиделось".
Интересные рассуждения. Может быть именно фантастический дуализм этого произведения и привлекает сейчас такое внимание публики к "Щелкунчику"?
Мы сами живём в таком дуальном мире, и люди чувствуют это шестым чувством.