Есть в Подмосковье одна довольно известная дворянская усадьба - Дубровицы, которая находится в одноимённом посёлке на берегу рек Пахры и Десны. Можно сказать, что расположена она в 36 км от центра Москвы в Подольском округе. В связи с изменением границ Москвы, произошедшем несколько лет назад и образованием так называемой "Новой Москвы", можно сказать, что теперь усадьба эта расположена прямо на границе Москвы и Московской области.
Знаменита эта усадьба в первую очередь находящейся в ней уникальной Знаменской церковью, которая ещё в 1960 году вместе с усадьбой были признаны памятниками архитектуры и взяты под охрану государства. Правда главному дому усадьбы в тот момент повезло немного больше, чем зданию самой церкви, поскольку в нём разместились научные и административные подразделения Федерального научного центра животноводства - ВИЖ, находящиеся в нём до сих пор, и здание содержалось во вполне приличном виде, в то время как вид здания церкви был ужасен. Это были настоящие развалины, хотя и величественные, которые я лично лицезрел с берега реки Десны, где мы с приятелями купались на пикнике в месте слияния речек Десна и Пахра на окраине города Подольска.
Следует отметить, что сама Знаменская церковь была построена в период с 1690 по 1704 год. А главный престол храма был освящён в честь древненовгородской иконы Знамение Божией Матери.
Уже в постсоветское время храм был наконец отреставрирован, заново освящен и в нём сейчас идут службы.
История усадьбы Дубровицы сама по себе весьма интересна. Она в разное время принадлежала представителям знатных и влиятельных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.
Кстати поэтому иногда эту усадьбу также называют Голицынской по фамилии бывшего владельца - сподвижника и, можно сказать, близкого приятеля царя Петра I.
И вот именно с именами этих двух "приятелей" связана особенность архитектуры этой Знаменской церкви.
Как обычно пишут в разных путеводителях, Знаменская церковь отличается от других русских храмов рубежа XVII-XVIII веков устремлённой ввысь центрической композицией, 12-лепестковым планом и центральным столбом, увенчанным ажурной золочёной короной вместо обычного луковичного купола. Всё это правда. Можно еще добавить, что она построена в стиле барокко и сочетает элементы русского и западноевропейского стилей.
Но главное, что обычно упускают в путеводителях это то, что внешний облик этой церкви проектировали чуть ли не лично Пётр Алексеевич со своим приятелем Голициным. Причём люди они были, не лишенные чувства юмора (поэтому, наверное, и получилась церковь непохожей ни на какую другую), поэтому после постройки церкви, увидев сие творение церковные власти того времени даже отказались её поначалу освещать. Уж очень "центральный столб", увенчанный золочёной короной с боковыми круглыми пристройками сильно напоминал "кое-что". Но воля царя есть воля царя, даже если он такой шутник. Пришлось подчиниться и храм освятить. Зато теперь это уникальная церковь является туристической гордостью Подмосковья.
Некоторые ханжи в упор не понимают, точнее не видят этих особенностей. Ну, а если видят, и того хуже. Ах тыж Божешь мой!
Но мне лично шутка Петра Алексеевича и его приятеля нравится.