Продолжение. Предыдущая часть
здесь 8. VII. Несколько слов о пещерах Восточного (Китайского) Туркестана
По соседству с русской границей, в Восточном Туркестане, в 15 верстах от города Кашгара к северу, на большой караванной дороге, идущей в селение Астын-Артыш и далее на перевал Туругарт к русской границе, имеется интересная пещера, называемая по китайски «сан-шань-дунь» (См. Записки Восточного Отд. Имп. Русск. Арх. Общ. T. VII 1892 г. стр. 298 - 301 Н. Петровского. «Буддійскіе памятники близъ Кашгара».). На левой стороне дороги по направлению от Кашгара там, где лессовая возвышенность круто поднимается и принимает вид хребта, расположены горизонтально одно против другого, три отверстия, сделанные в толще этого хребта на высоте 5½ сажен от образовавшейся над ними осыпи, - 12-ти сажен от подножия хребта y самой долины и - 5-ти сажен от вершины хребта.
Вышеупомянутые три отверстия составляют принадлежность одной общей, находящейся за ними и лежащей на одном с ними уровне, пещеры, вырытой в толще хребта. Пещера имеет форму правильного параллелограмма, в 12 с половиною аршин длины (по сторонам оконной и задней) и в 5 с половиною аршин ширины (по сторонам идущим вглубь толщи хребта), и разделена стенами против каждого отверстия на три комнаты, сообщающиеся между собою. Каждая комната, в свою очередь, разделена на две неравные части, также между собою сообщающиеся. Высота и размеры комнат одинаковы, а именно: высота их - 3½ аршина, длина (по боку вдоль толщи земли) - 5½ аршин, ширина - З½ аршина. В средней комнате, в задней её части находится грубо высеченная в самой толще земли фигура человека в сидячем положении. Голова у фигуры уничтожена, руки, слабо очерченные, сложены к животу, ног не видно; он сливаются в одно целое с местом, на котором сидит фигура. Все сохранившиеся части фигуры обмазаны глиной с мелко-рубленой соломой и облеплены кусками красной и зеленой бумаги. Над местом, где была голова фигуры, виден венчик, нарисованный чертою черной краски с маленькими черными язычками, обращенными своими остриями внутрь венчика. На деревянных косяках наружного отверстия средней комнаты внутри, к стороне комнаты, были прибиты две деревянные доски в аршин длины и в четверть аршина ширины с китайскими знаками, о которых сказано ниже, а на полу комнаты были найдены пять китайских стрел. В задних отделениях, в одной из двух боковых комнат находится по лежанке. Наружное отверстие обеих боковых так же, как и средней комнаты, обложены деревянными косяками. Средняя и одна из боковых комнат оштукатурены и выбелены; стены их покрыты китайскими надписями, именами лиц, посетивших пещеру. (Внутреннее описание пещер составлено со слов начальника конвоя Кашгарского Консульства, подхорунжего Лисова, который по веревочной лестнице влез в пещеру, подробно её осмотрел и измерил, срисовал находящиеся на её стенах надписи и взял находившиеся там пять китайских стрел и две прибитые к стене доски с китайскими знаками, о значении содержания которых сказано ниже.). Копия этих знаков, по краткому переводу писца, гласит, что в 20 году правления Дзя - Цин (в 1799 - 1820 годах), значит около 100 лет тому назад, прибывший в Кашгар, командующий китайскими войсками Чжы - фын узналъ от китайца Ли-ми о существовании близ Кашгара, «трёх пещер». Он отправился их смотреть, нашел их и находящегося в них идола в разрушении и очень тем опечалился. Затем он спрашивал какого-то И-бо, чьё изображение находится в пещере, и получил ответ, что это изображение - идол Фу-цзу (Будда); тогда Чжы-фын в 9 месяце 21 года правления Дзя-Цина приказал исправить идола и пещеры, на что было пожертвовано и израсходовано 22 ямбы, (слиток серебра в 4 с половиною фунта). Имена жертвователей помещены на упомянутых досках (См. Историч. Вѣстникъ 1901 г. № 10 стр. 376.).
В этом же Восточном Туркестане, в области Турфан найдено не менее 162 пещер, на стенах которых имеются следы живописи, представляющей сцены из религиозных воззрений буддистов; это даёт основание предположить, что эти пещеры служили жилищами буддийских монахов. В пещерах найдены также надписи, частью на санскритском, частью на уйгурском языках.
Из вышесказанного видно, что одни пещеры служили жилищем мирных жителей, другие - убежищем разбойникам; некоторые могли служить то жилищем человеку, то логовищем диким зверям; наконец, были и такие, которые имели чисто религиозный или погребальный характер, другие - даже целебный.
Таковы сведения, собранные мной о пещерах Туркестана, которые были частью осмотрены, но научно не исследованы.