Было когда-то в Ташкенте такое понятие как «Греческий городок», что означало места компактного проживания в Ташкенте греков - политиммигрантов. Сейчас, думаю, такого понятия там уже нет, а многие молодые и никогда не слышали о таком словосочетании.
А дело все в том, что в 1949 году после поражения греческих коммунистов в гражданской войне в Греции, длившейся с 1944 по 1949 год между сторонниками монархии, которых поддерживали страны западной демократии, и коммунистами, поддерживаемых СССР, партизанские отряды коммунистов были через территорию Югославии, точнее даже через территорию Албании (тогда еще власти СССР не успели разругаться с властями Албании) эвакуированы в Советский Союз. По решению Советских властей местом их компактного проживания был выбран Ташкент (все-таки тепло там).
В Ташкенте существовало несколько мест такого компактного проживания греков-политиммигрантов. Например, на третьем квартале Чиланзара вдоль канала Анхор находятся несколько компактно расположенных четырехэтажных панельных домов, в котором проживали исключительно греки-полииммигранты.
Замечу в этой связи, что в детстве я жил в Ташкенте на улице Сталина в доме, принадлежащему военным (то есть дом управлялся не ЖАКТом, а КЭЧем, то есть «коммунально эксплуатационной частью» ташкентского гарнизона), а рядом стояли дома, которые принадлежали структурам совета министров республики. И прямо рядом с нами в одной из квартир по соседству жил один такой грек-политиммигрант с женой, правда русской. Он был уже в тот момент тяжело больным человеком, и поэтому помню, что у меня в сознании как-то плохо совмещались грек-сосед и образы греческих героев из мифов о Древней Греции.
Потом позже, я узнал, что такой греческий городок также существовал в Ташкенте в районе «магазина Светлана» (впрочем, такого топонима в Ташкенте, как я понимаю, уже тоже нет. Это около станции метро «Площадь Горького», в настоящее время станция метро носит уже другое название - «Буюк ипак йюли», в переводе означающее - «Великий шёлковый путь». Впрочем, может быть её уже снова теперь переименовали ))). Здесь греки проживали в двухэтажных многоквартирных домах, построенных ими же самими (большинство греков-политиммигрантов, не имеющих образования, стали в Ташкенте работать строителями). Дома ориентировочно располагались вдоль улиц «Сорок лет комсомола» и улицы, являвшейся когда-то сначала продолжением улицы Невской, котороя потом в разное время носила разное название: «улица Шастри», «проспект Горького», «проспект Хабиба Абдуллаева» и может быть сейчас еще как-то по-иному называется.
Дети этих греков-полииммигрантов учились в обычных школах, но для них греческая община специально оплачивала работу преподавателей греческого языка, которые дополнительно отдельно занимались с детьми греческих политиммигрантов греческим языком. В школах, в которых в Ташкенте я учился, и в школе, которую я когда-то благополучно окончил, тоже в классе учились такие дети. Например, один такой мальчик учился со мной в классе до окончания школы, потом учился в Ташкенте в институте, а потом уехал в Грецию, и потом уже вслед за ним в конце семидесятых годов уехали в Грецию (точнее сказать - вернулись в Грецию) его родители.
Известно, что в конце пятидесятых годов в греческой общине политиммигрантов в Ташкенте произошел раскол между сторонниками немедленного возвращения в Грецию и теми, кто считал, что такое время еще не пришло. Дело доходило в спорах до «тяжелых разборок».Но с этого момента греки, проживающие в Ташкенте, стали понемногу возвращаться в Грецию. Этот процесс замедлился в середине 60-х годов после того, как в Греции к власти пришла «хунта черных полковников». Но после 1974 года, когда хунта была свергнута, процесс возвращения политиммигрантов на родину возобновился. По мере отъезда греков из мест их компактного проживания в Ташкенте, квартиры, в которых они проживали, передавались городу, и в них стали селиться и другие жители города. Таким образом, такое явление как «греческий городок» стало размываться. И к моменту получения Узбекистаном независимости в 1991 году греков в «греческих городках» практически не осталось, и само понятие «греческий городок» стало достоянием истории города.