Во время «холодной войны» в СССР существовала секретная картографическая программа, о которой недавно появилась информация на Западе. Военные картографы создали сотни тысяч карт и заполнили их подробными заметками о местности и инфраструктуре всех мест (!) на Земле. Это было одно из величайших картографических достижений, которое когда-либо видел мир!
Например, советские карты Афганистана указывали время года, когда некоторые горные перевалы свободны от снега и проходимы для путешествий. Карты Китая включали заметки о местной растительности и пригодности для питья воды из колодцев в определенном районе. На советских картах также наглядно отображались американские города, в том числе некоторые военные здания, которые не появлялись даже на картах США той же эпохи. Эти карты включают примечания о строительных материалах и несущую способность мостов - сведения, которые почти невозможно было бы узнать без помощи людей, проживающих в тех местах.
Большая часть того, что известно об этом секретном советском военном проекте, изложена в новой книге «Красный атлас» Джона Дэвиса, британского энтузиаста картографа, который более десяти лет изучал эти советские карты, и Александра Кента, географа из Кантерберийского Университета Церкви Христа.
Начиная с 1940-х годов советские картографы отображали весь мир в семи масштабах, начиная от набора 1100 крупномасштабных карт, которые отображали всю поверхность земного шара до набора городских карт всех городов (!) мира, на которых можно было увидеть все остановки транспорта и очертания знаменитых зданий, таких как например Пентагон.
Невозможно сказать, сколько людей принимало участие в этом массовом картографическом проекте, но, вероятно, это были тысячи специалистов, включая геодезистов, картографов и, возможно, и шпионов.
Большинство этих карт были засекречены, их использование было тщательно регламентированно военными. Обычные люди в СССР не имели доступа к точным картам. Официальные карты для общественного потребления были намеренно искажены правительством и не имели каких-либо подробностей, которые могли бы принести пользу врагу, если они попадут в чужие руки.
Дэвис и Кент утверждают, что карты были фактически чем-то вроде нынешней Википедии, то есть хранилищем всего того, что советские власти знали о данном месте.
Интересно, что карты, сделанные американскими и британскими военными и разведывательными агентствами во время «холодной войны», имели тенденцию сосредотачиваться лишь на конкретных областях, представляющих стратегический интерес.
В советских картах также содержится много стратегической информации - такой как ширина и состояние дорог, - но они также содержат детали, которые необычны для военных карт, таких как типы домов и предприятий в данном районе, и были ли например улицы в данном городе покрыты зеленью.
Исчерпывающие заметки о транспортных сетях, электрических сетях и заводах, содержащаяся на этих картах, говорит по мнению авторов книги о какой-то одержимости Советских властей инфраструктурой зарубежных стран.
По мнению Дэвиса и Кента эти карты не столько являются руководством по вторжению в зарубежные страны, сколько являются полезным ресурсом в процессе управления захваченным миром.
«Существовало мнение о том, что коммунизм будет торжествовать во всем мире, и, естественно, ресурсами США тоже надо будет как-то управлять», - говорит Дэвис.
Очень мало известно о том, как советские военные сделали эти карты, но, похоже, они использовали любую информацию, которую они могли получить. Некоторые из них было получить относительно легко. Например, что касается США, они имели доступ к общедоступным топографическим картам, сделанным Геологической службой США (по-видимому, советское посольство в Вашингтоне регулярно отправляло кого-то, чтобы проверить новые карты). Но некоторую информацию возможно добывали и нелегально.
Отсюда