Понятно, что у такого сложного комплекса технических устройств как телевидение нет одного изобретателя, оно появилось и развилось в совершенную систему благодаря усилиям многих и многих изобретателей. Но есть ключевые фигуры, которых все помнят. Например, общепринято считать, что изобрел телевидение американский инженер и предприниматель Владимир Зворыкин (родившийся и выросший в России, впрочем), разработавший в начале 30-х годов кинескоп.
Но в интернете, естественно
приводится, как правило, ряд предшественников, внесший свой значительный вклад в развитие телевидения. В частности, например, русский инженер и физик, получивший в 1907 году патент на способ электрической передачи изображения на расстояние - Борис Розинг.
Кстати, Зворыкин был в студенческие годы одним из учеников Розинга и активно помогал ему при создании первого телевизора, но вот в 1917 году он эмигрировал в США (догадайтесь с трех раз почему), и вот там-то ему и "изобрелось телевидение".
Грабовский Б.П.
Но вот не у всех так сложилось в жизни. Про некоторых даже не всегда упоминают по разным причинам в прессе и в интернете. Вот например Бори́с Па́влович Грабо́вский (1901-1966) - советский физик и изобретатель, который по мнению ряда людей первым изобрел полностью электронный телевизор со строчной и кадровой развертками. Но он жил в Средней Азии, а не США, поэтому как-то не сложилось, хотя свое изобретение он продемонстрировал еще 26 июля 1928 года в Ташкенте, когда ему удалось впервые в мире передать по радио, без проводов, движущееся изображение с помощью полностью электронной системы телевидения, которую сам автор назвал "радиотелефот". Специальной комиссией в официальном протоколе это было зафиксировано, но всего лишь на русском языке, да и всего лишь в Ташкенте. По своим основополагающим идеям система была близка к современным схемам телепередачи изображений, однако долгое время вокруг имени Грабовского и приоритета на его изобретение шли ожесточенные споры. Известно, что одна из специально созданных по этому вопросу комиссий из представителей ташкентских инженеров и физиков отказалась признавать факт его изобретения. Возможно, на такое решение повлиял с одной стороны слишком революционный характер предлагаемого Грабовским технического решения!! Полвека назад по поручению Минсвязи СССР все сохранившиеся документы о „радиотелефоте“ были изучены на предмет установления возможного приоритета советской науки кафедрами телевидения Московского и Ленинградского институтов связи. Однако в итоговом документе констатировалось, что работоспособность „радиотелефота“ не доказана ни документами, ни показаниями непосредственных свидетелей.
Также интересно, что технические дневники, в которых Грабовский фиксировал все свои опыты "таинственным образом" пропали, а затем через много лет оказались воспроизведены вплоть до мельчайших деталей в различных частях романа Митчела Уилсона «Брат мой, враг мой», в котором описывается изобретение телевидения (в США). Однако по сути документы Грабовского вовсем и не исчезали «таинственно», их ему просто не вернули в Москве из ЦБРИЗ (центрального бюро рационализации и изобретательства) ВСНХ СССР. А в числе прочего в этих документах были папки с чертежами, схемами и расчётами, а также рукопись «Энциклопедия телефотии», которую он начинал писать.
Но есть еще более интересные факты!
Оказывается российский радиоинженер Лев Сергеевич Термен, учившийся в 20-х годах в Петербургском политехе с согласия будущего "главного академика" А.Ф. Иоффе в качестве темы диплома он выбрал передачу изображения на расстояние. И справился с ней более чем успешно! За несколько лет до первых опытов Зворыкина в Америке он построил самый настоящий электронный телевизор. Телевизор имел экран ни много ни мало - 150х150 сантиметров (это во времена, когда экспериментировали с экранами в спичечный коробок), и разрешение 100 строк. И работал! В 1927 году представители военной верхушки Советов - Ворошилов, Тухачевский, Буденный - с восторгом наблюдали Сталина, идущего по кремлевскому двору. Можно было даже различить усы и трубку. Демонстрация эта была, как выяснилось, фатальной для изобретения: оно было засекречено в расчете применить его для охраны границ. Излишне говорить, что внедрено оно так и не было, а первенство Термена в этом деле доказано лишь в наше время.
Кстати, Лев Термен известен в качестве изобретателя нового музыального инструмента - терменвокса, который можно было использовать и в качестве датчика для охранной сигнализации. В 1922 году Термен продемонстрировал терменвокс и сигнализацию лично Ленину. На рояле аккомпанировала секретарша Ленина Фотиева. На Ленина все это произвело неизгладимое впечатление, и он даже сам попытался поиграть. Результатом встречи было внедрение по личному указанию вождя охранной сигнализации в Гохране и Эрмитаже.