Оригинал взят у
sted_ats_02 в
Книга КемитКнига Кемит - древнеегипетская книга для обучения письму, являющая первым известным письменным
учебником в человеческой истории.
Возникновению письменных учебных пособий в Древнем Египте способствовали не благоприятные исторические обстоятельства - бедствия переходного периода (середина XXIII в. - середина XXI в. до н.э.), во время которых нарушился «штучный» метод подготовки грамотных писцов. В возрождающейся после беспорядков стране понадобились школы и учебники. Исследователи полагают, что в конце XI - начале XII династий и был составлен первый учебник - книга «Кемит».
В переводе «Кемит» означает «Законченное», «Завершенное», «Компендиум», «Компиляция» или просто «Сумма», «Итог».
Структура книги
В настоящее время известен не весь текст книги Кемит, а приблизительно только его половина, которая дошла до нашего времени в отрывках на многочисленных остраконах и письменных досках времени Нового царства. Эта часть была восстановлена на основании 70-80 фрагментов одним из лучших специалистов по древнеегипетской литературе Ж. Познером.
В настоящее время известно, что Кемит являлась распределенным по трем разделам сборником выражений, формул и различных терминов, необходимых писцу для составления документов.
Первый раздел - образцы вежливых фраз для начала письма. Практически все они известны из реальных посланий и содержат благопожелания здоровья, долгой жизни, счастливой старости и всего хорошего от богов. Некоторые исследователи (Стефан Кверк) полагают, что первой части книги «Кемит» могла являться быть поучением и наставлением будущему писцу.
Вторая часть книги - это небольшая притча, история о неком Ау, вернувшемся домой после трех лет отсутствия. В тексте не сообщается о причине его долгого пребывания в царской резиденции, но восхваляется его жизнь при дворе царя. В тексте описываются ежедневные развлечения Ау ловлей птицы и рыбы, в то время как его жена тоскует по нему. Исследователи полагают, что эта история о жизни при царском дворе использовалась в качестве поучительного школьного упражнения. По вопросу о том, зачем в середину книги Кемит помещена эта притча, исследователи не имеют единого мнения.
Третья часть книги Кемит представляет собой модели фраз из гробничных автобиографий и поучений, воспевающие профессию писца.
Известно, что после книги Кемит школьники приступали к копированию более сложных текстов. Например текстов из сборника подобных «упражнений» на папирусах из Берлинского музея, изданных в 1925 году известным берлинским египтологом Адольфом Эрманом и обозначенных как «школьные рукописи». Известно о существовании учебных пособий по математике, медицине, астрономии и другим наукам, не входившим в набор дисциплин начальной школы. Все они отличались практическим подходом и не были отягощены теоретическими измышлениями.
Источник