и зачем я это посмотрела

May 10, 2018 10:18

Предупреждаю: будет опять в жанре "разнос кино". Кто не любит этот жанр, может пропустить. :-)
"20 000 лье под водой", двухсерийный телефильм, США - Австралия, 1997.
Купилась на рейтинг "10 лучших фильмов о подводном мире". Во-первых, с подводным миром надувательство - его почти не показывают, наверное, бюджета не хватило (наш "Человек-амфибия" 1961 г. и то намного зрелищнее - это что, правда 1997 г. и правда США? Издеваетесь?). Вместо приключений - трёхчасовая клаустрофобическая драма о том, куда с подводной лодки деться, и уровнем совсем не артхаус.
Во-вторых, такое впечатление, что автор сценария Жюля Верна не читал от слова совсем, а о романе знал понаслышке. Это же надо умудриться совершенно не использовать все сценарные возможности романа для увлечения современной аудитории, а вместо этого испоганить сценарий корявыми выдумками. Нужен постколониализм и антирасизм? Да у Жюля Верна его выше головы! Просто нормально прочитайте его романы. Это же стыдобища: в фильм засовывают чернокожего героя, добавляют назидательную историю в поезде (о том, что раньше в США была расовая сегрегация и это нехорошо, а прогрессивный Аронакс помогает угнетённому негру), но при этом капитан Немо (тадам!) - белый голубоглазый англосакс! Сиречь Майкл Кейн. От истории Жюля Верна осталось только беглое упоминание о том, что Немо финансово помогает индийским повстанцам. Видимо, от нечего делать - с чего бы иначе?
Я была готова стерпеть превращение Аронакса в юного героя-любовника и даже появление у Немо дочери (тоже безупречно европейской дамы, хоть и темноволосой). Но изображение людей и нравов XIX в. в фильме - это лютый фейспалм.
- какая, на фиг, "компаньонка" могла быть у взрослого мужчины (Аронакса-папаши)? Тем более вдова? Тем более чтобы открыто появляться с ней на публике?
- такая ненависть к родному единственному сыну и наследнику - откуда? Можно подумать, Аронакс-младший как минимум геем оказался (вот, кстати, был бы занятный поворот сюжета). Но он же даже жениться без позволения отца не собирался. А что он флиртовал с отцовской "компаньонкой", так во-первых, повод жидковат, во-вторых, отец ненавидит его ещё до того, как появились причины для ревности. Видимо, предполагается, что отец винит сына в смерти матери (та умерла от родов). Ну как хотите, не верю! Это возможно в XX в., когда смерть от родов - исключительная трагедия, а не в XIX, когда это было распространённое явление, а сын в любом случае был более ценным ресурсом, чем жена.
- на корабле Аронакса заставляют драить палубу вместе с матросами и ночевать с ними на юте, потому что его отец прислал капитану письмо на тему "мой сын - неженка, вы там его повоспитывайте". Прямо книга для чтения советских пионеров. Какого лешего? Какие полномочия у капитана, наёмного работника, воспитывать главу научной экспедиции? Статус есть статус, не мог в XIX в. учёный (сколь угодно молодой и неопытный) драить палубу. А отец не мог пожелать ему такого времяпрепровождения, потому что это позор для всей семьи.
Что касается бредовости самого сюжета - по которому Немо устраивает по всему земному шару контролируемые взрывы в точках тектонического напряжения, чтобы предотвращать землетрясения, - это даже комментировать неохота. Если вкратце, для этого Немо должен был обладать знаниями по геологии, которые появились только к середине XX в. Окей, предположим, он научный гений, который открыл движение тектонических плит ещё в 1860-е годы, за полвека до Вегенера (тем более что у Вегенера предшественники были) - но Аронакс-то почему принимает всё как должное, не вякнув? Споры мобилистов и фиксистов окончательно затихли только в 1960-е годы. Почему нельзя было заставить героев немного поспорить? Пусть бы Аронакс поинтересовался, на какой теории основан план Немо, а тот бы изложил идею дрейфа континентов. Он же и правда под водой мог видеть срединно-океанические хребты за 100 лет до их открытия учёными в реальном мире и сделать свои выводы. Это было бы по-жюльверновски!
Ведь Жюль Верн - это в первую очередь про науку. Сама достаточно искусственная идея подводного путешествия на аппарате, построенном гением-одиночкой, придумана главным образом с целью рассказать о подводном мире. Когда из сюжета выхолащивается научная составляющая - учёные в фильме предстают как суетливые мартышки, болтающие ни о чём, - то ничего не остаётся от самой истории. Ну не любите вы науку, так не надо трогать Жюля Верна. Экранизируйте кого-нибудь другого.
И вишенка на торте: в этом киноизделии Немо ещё и киборг с механической рукой. Вот на фига?

естествознание, кино

Previous post Next post
Up