из чего только сделаны гоголи

Mar 20, 2018 12:06

Одна из маленьких радостей преподавания литературы - что каждый раз, объясняя что-то ученику, открываешь новое для себя. Читали мы с учеником отрывок из "Мёртвых душ" - эпизод с Плюшкиным. И тут до меня вдруг доходит, как это сделано и чем это хорошо. До Гоголя в литературе скупость изображалась так: сначала нам кто-то (рассказчик, положительный герой или список действующих лиц) сообщает, что "Иван Иванович - скупой". Потом появляется Иван Иванович и сообщает, что у него сундук с золотом и он над ним сейчас будет типа чахнуть. Даже Пушкин в "Скупом рыцаре" от этого шаблона отойти не сумел, хоть и сетовал на стереотипность изображения скупых в классицизме.
А Гоголь подходит с совершенно другой стороны. Он сталкивает нас с совершенно непонятной фигурой - вначале непонятно, что это Плюшкин, непонятно даже, мужчина это или женщина. А потом выкладывает перед нами детали - одна пара сапог на всю прислугу, попытки подать гостю заплесневелый сухарь и наливочку с мухами, - и нам становится ясно, что же такое Плюшкин и как он дошёл до жизни такой.
В этом отличие реалистического письма от методов классицизма и даже романтизма. Реализм не значит, как иногда наивно понимают, буквального сходства с жизнью. Реализм означает способ видения - читателю предлагается наблюдать за той реальностью, в которой живут герои, и делать собственные выводы об их мотивах. Классицизм и даже романтизм вначале постулируют "характер", а затем создают под него обстановку, тогда как метод реализма прямо противоположен - он раскрывает характер персонажа через детали и обстоятельства.
В этом Гоголь, конечно, новатор. С тех пор приёмы реалистического письма обросли собственными шаблонами (как изображать солдата, крестьянина, несчастного сиротку, чудака-интеллигента и пр.), но уж кто-кто, а Гоголь как был нешаблонным, так и остаётся.

ЗЫ: хочу спросить почтеннейшую публику, что если бы я сделала видеоблог о литературе и о чём прежде всего вам хотелось бы услышать?

Мои книги на Литресе

литература в школе, литературная критика

Previous post Next post
Up