В. Дудинцев, "Белые одежды"

Mar 08, 2015 13:41

Валяясь после стоматологической операции, прочла наконец Дудинцева. Чтение планировалось в чисто познавательных целях (плюс необходимость занять себя чем-нибудь, чтобы не лезть на стенку). Но результат оказался ошеломительный.
Просто удивительно, насколько Дудинцев обойдён вниманием литературных критиков. Всё, чем его удостаивают - это обронить на бегу: "про генетиков и про сессию ВАСХНИЛ". А писатель-то большой, огромный. Именно как художник. Повыше Домбровского, пожалуй, будет (Гроссмана и Солженицына вообще лучше не вспоминать). Такое безукоризненное, европейское мастерство и во владении слогом, и в построении сюжета, и в изображении человеческих характеров - для русской литературы второй половины 20-го века вообще уникально. Напоминает, пожалуй, об Айрис Мёрдок - хотя это моя субъективная ассоциация.
И главное, убедительная любовная линия. Впервые в жизни мне не было тошно и скучно читать страницы, посвящённые отношениям героя и героини. В особенности героиня - Елена - хороша. Предмет моего постоянного раздражения в адрес художественной литературы - выдуманность героинь. Большинство писателей (и писательниц, что бы там ни утверждали радикальные феминистки) лепят из героини какую-то Вечную Женственность, которая успевает одновременно загадочно мечтать под луной, печь пироги, матерински заботиться о раненых птичках и солдатах и жертвенно любить какого-нибудь придурка. У Дудинцева и героиня - не Вечная Женственность, а живая современная женщина, и герой - не придурок (может быть, несколько идеализированный тип, но не более, чем персонажи Стругацких).
Оптимизм книги, может быть, был бы чрезмерным, если бы не реальность исторических событий, о которых идёт речь. Так что хэппи-энд смотрится вполне органично.
В общем, прекрасная книга, которая доставляет самое живое удовольствие.

литературная критика

Previous post Next post
Up