Теология Голливуда. 4. Shit happens

Aug 02, 2014 18:59

... с кем?

1. Во-первых, с теми, кто проявляет излишнее любопытство. (См. предыдущий пост об учёных, но это касается не только учёных). Если верить голливудским фильмам, любопытство вообще самый страшный грех на свете. Вы можете ограбить банк ("Маска", "День сурка"), взорвать полгорода (любой боевик), но только не читайте старинных манускриптов, не раскапывайте древних гробниц, не проводите научных опытов по физике и биологии, не суйтесь в дома с привидениями, не ходите в походы и не спускайтесь в подземные пещеры. Один из наиболее прямолинейных случаев - первый "Спуск", который просто в голову зрителю вколачивает, что незачем порядочным замужним дамам сплавляться на байдарках, а надо сидеть дома с мужем и детьми (ведь с байдарки всё и началось).
Впрочем, если цель рискованной экспедиции не любопытство, а квест за артефактом, долженствующим Спасти Мир, то оценка меняется на 180 градусов. Тут уже можно залезть куда угодно, стырить и распатронить что угодно - Высокая Цель оправдывает. И всё кончается хорошо.

2. Ещё шит случается со скептиками. Закон голливудского кино гласит: "Скептик всегда неправ". Тот, кто упорно настаивает, что оборотней не существует, что эксперименты с динозаврами безопасны, что в доме привидений нет и т.д. - обязательно будет съеден одним из первых. Или получит по мозгам так, что тут же изменит свою точку зрения.

3. Наконец, это происходит с теми, кто нарушает некие неписаные правила поведения добропорядочного гражданина. Конечно, всем сразу вспомнится фильм "Семь", но там лишь проговорено вслух то, что служит основой многих других фильмов. Кто чаще всего становится жертвой чудовищ или маньяков? Девушки, которые купаются голыми, или парочки, которые трахаются в машине. (Этот тренд сознательно спародирован в "Человеческой многоножке-2", которая может быть прочитана как карикатура европейца на американский хоррор: почти все жертвы маньяка подчёркнуто девиантны и неприятны. Там вообще много интересного, для тех, кто может выдержать два часа кровавого трэша).
В детских фильмах к этой категории относятся лица, не любящие животных. Пушистые собачки и енотики расправляются с такими людьми с изрядным садизмом, хоть и не съедают их насмерть, как чудовища во взрослых хоррорах. См. "101 далматинец", "Мышиная охота" и пр. Структурное сходство детских фильмов и хорроров - вообще отдельная и очень занятная тема, которую обсуждать здесь нет места (например, "Один дома" - инверсия фильмов о домах с привидениями, где функцию привидения, наказывающего за вторжение, исполняет вполне живой малютка, и предполагается, что сочувствие зрителя на его стороне, а не на стороне жертв).

Таким образом, жертвы злых сил достаточно часто оказываются вовсе не невинными, а наказанными по заслугам (не в 100% случаев, но весьма во многих). Это, разумеется, тоже теологическая позиция. Она состоит в следующем:
- мир устроен разумно и правильно. Важность хэппи-эндов для голливудского кино часто недооценивают и неправильно понимают. Суть хэппи-энда не в том, чтобы вселять уверенность в своих силах и пропагандировать оптимизм (это чисто европейский взгляд). Его суть в том, что он подтверждает справедливость устройства мира (который не может быть несправедливым, поскольку создан Богом).
- поскольку мир устроен разумно и правильно, то не следует слишком интересоваться тем, как именно он устроен - это всё равно что сомневаться в его разумности и правильности, что есть грех.
- поскольку зло всё-таки существует и shit happens, то единственное объяснение - что плохое случается только с плохими людьми, грешниками. (Почему любопытство тоже грех, см. выше). С хорошими ничего случиться не может.
- ещё зло может приходить извне (инопланетяне, метеориты), но хорошие всё равно спасутся.
- более того, хорошие не могут стать плохими, разве только в результате одержимости (бесом, компьютером или инопланетной силой). Страх перед одержимостью, пожалуй, чисто американское явление - для Европы это какая-то глубокая архаика, которую невозможно воспринимать всерьёз последние лет триста.
Пожалуй, этот раздел следовало бы озаглавить "Теодицея Голливуда", но ради единообразия сохраню прежний заголовок. Все эти особенности голливудских штампов невозможно понять вне религиозной традиции пуританства, которая выступает в них в чисто секулярной оболочке (спасение души подменяется физическим спасением жизни), но суть остаётся неизменной, как неизменным остаётся и пуританский дидактизм Голливуда. Полвека назад цензоры могли запретить фильм за показ чересчур страстного поцелуя, сейчас показ сексуальных сцен стал чуть ли не обязательным для мейнстрима, включая подростковые комедии, но, как это ни смешно, на общую чопорность и требовательность голливудского кино к нравственности героев это мало повлияло. С первых минут "Парка юрского периода" ясно, что на самом-то деле Хороший Парень любит детей, только не хочет в этом признаться. Придётся его заставить.

кино, религия

Previous post Next post
Up