Школа Саммерхилл

Oct 15, 2014 15:28

Оригинал взят у iva_voshkolup в Школа Саммерхилл
Оригинал взят у xekc в Школа Саммерхилл

Здравствуйте,

Школа Саммерхилл - старейшая действующая свободная / демократическая школа в мире, находится в городке Лейстоне, East Anglia, UK.

Cын посещает школу два года, скоро начнётся третий. Его зовут Артур, ему 9.

Мы живём в Лейстоне, до этого три года жили в Лондоне (обычная государственная школа), до этого - в Литве (практически "советский" детский сад).


Школа известна многим по одноимённому сериалу BBC - его теперь можно легально смотреть на вимео (на английском языке).

Ну и конечно, книги основателя школы Александра Сазерленда Нилла, самая известная из которых на русском называется "Саммерхилл - воспитание свободой" (Педагогика-Пресс, 2000).

Я хотел написать сюда, что бы поделиться опытом, может быть ответить на какие-то вопросы (с позиции родителя) - как про Саммерхилл, так и про другие демократические школы/течения в Европе и в мире.

Меня попросили сделать специальный текст для вашего сообщества. Получилось пять совсем коротко раскрытых тезисов, вот таких:


авторитаризм и автократия - главнейшие предметы современной школы.

слепое или вынужденное подчинение самопровозглашённой власти, подчинение правилам, подчинение "авторитетам", силе - косвенно преподаётся на каждом из уроков в школе.

в школе Саммерхилл любой человек (а и детей и взрослых там называют "люди") пользуется таким простым личным правом человека, как право на передвижение. я не арестован? значит я могу уйти. с любого урока, любого мероприятия можно уйти - в любой момент.

ну, или не приходить вообще. это, конечно, бросается в глаза в первую очередь - уроки в школе не обязательны, по желанию ученика. the original free school.

учитель не обладает никакой властью над учеником. учебная программа? да, она есть, более или менее обычная. но когда именно и что именно учить - каждый человек выбирает для себя сам.


беспомощность как предмет

в мире детей всё решается за них. что и когда они будут делать, как они будут это делать, что хорошо, что плохо.

многим детям в принципе нельзя бунтовать, проявлять неповиновение или свои эмоции (например нельзя плакать или кричать). это "плохо".

человек ломается, вырастает винтиком большой машины - идёт на работу и ему говорят: будь креативным. придумывай. нам нужно нестандартное мышление. think outside the box.

когда у него это нестандартное мышление есть - его ломают и заставляют жить по правилам. пока он ещё свободен, эту свободу всеми силами пытаются убрать, подогнать под формат. но зачем?

выученная беспомощность - это тоже один из важных, центральных школьных предметов в обычной школе. у тебя должны быть хорошие оценки - ведь в будущем тебя будут оценивать именно так, ставя двойки и пятёрки, всю жизнь. или нет?

в Саммерхилле двигаться приходится без подсказок. никто не будет даже советовать, что тебе нужно в жизни. никто не даст ни малейшего намёка, толчка. никаких косвенных побуждений. никакой спрятанной манипуляции, никаких оценок, никакого давления. ты - хозяин своей жизни.


сломать человека - дело родителей и школы

хороший мальчик. хорошая девочка. послушный. тихий. кто знает, может быть он уже и смолотая в порошок личность, может быть он останется психически больным на всю жизнь, неспособным к свободе, неспособным к сопереживанию и со-радости, неспособным к счастью невротиком. но зато - какой хороший!

морально-этические, культурные нормы определённой страны и местности требуют формирования определённого характера и менталитета человека. человек обязан быть "как все", хотя бы немножко, так ведь?

послушание, так необходимое во времена монархии и диктатуры, так милое тоталитарным религиям и сектам - тоже вполне себе предмет школы.

нужно "слушаться". тогда ты хороший мальчик. хорошая девочка. а если "не слушаешься" - плохой.

зачем? кому это нужно? а судьи кто?

нужно ли для счастья человека умение быть послушным? выполнять приказы без размышления нужно в тюрьме и в армии. но зачем учить ребёнка армейской или тюремной культуре?

ну, конечно, это удобно. комфортно. и родителям и школе и окружающим очень удобно, если дети не шумят, не бегают. хорошо бы ещё строем ходили. или нет?

в Саммерхилле в принципе не нужно никого слушаться, быть каким-то определённо хорошим или плохим. человеку не запрещают быть злым. не запрещают быть жадным. быть весёлым или грустным. быть другим, каким-либо, каким он сам захочет быть.

будь. это твоя жизнь, будь в ней тем, кем хочешь и кем можешь быть. у тебя есть право на ошибку. у тебя есть право научиться самостоятельно. у тебя, ребёнка, есть те же права, что и у меня, взрослого.



стокгольмский синдром родителей

"меня отец бил - и правильно делал, человеком вырос."

известно, что заложники часто оправдывают террористов - это называют "стокгольмский синдром", защитная травматическая связь между жертвой и агрессором. заложники считают свою жертву необходимой для достижения "общей" цели.

дети - заложники родителей. у них нет возможности уйти. их жизнь, их благосостояние, здоровье, счастье - полностью зависит от большого, значительно более сильного, более развитого, часто - агрессивного существа. или двух.

приёмы силового воспитания, горькие пилюли детства, касторка - родители, через много лет исполняют на своих детях. разорвать этот порочный круг - значит признать свою ущербность. значить признать свою слабость, свою травмированность, неполноценность.

это тяжело. я хороший, я умный, я такой правильный (не то, что вот эти все люди, вокруг). а значит и детство моё прошло правильно, ведь я получился ничего такой, хорошо получился, неплохо.

признать ущербность своего взросления, детства, методов воспитания - в каком-то смысле означает признать себя инвалидом. а это ещё и страшно.



ты свободен (быть таким, каким я захочу)

отказ от ожиданий, отказ от "права собственности" над телом и душой ребёнка - тяжёлая задача для родителя. многие не могут "отпустить" детей даже в старости, продолжают вмешиваться, поучать, указывать. а если ребёнку шесть лет? ещё тяжелее.

иногда родители уходят на домашнее обучение, пробуют unschooling с сознательной (или безсознательной) целью получить больше контроля над ребёнком. в школе его формируют неправильно - а я знаю, как правильно. я думаю, что в этом случае домашнее воспитание превращается в нечто ещё более искажённое и ужасное, чем обычная школа. даже обезьяну можно научить писать - а из человеческого ребёнка можно слепить чуть ли не что угодно.

в Саммерхилле ребёнок, предоставленный себе - очень быстро становится личностью.

сильной, рассудительной, самостоятельно взвешивающей "за" и "против". воспринимающей твоё (родителя) мнение - как мнение одного человека. заставить его делать что-либо, что он считат для себя ненужным, нецелесообразным, не отвечающим его интересам - нельзя. никак.

ну и пожалуй
Мой рассказ о школе для метавера: http://metaver.net/2013/summerhill-school/ - можно ли курить, играть без конца в компьютерные игры, насколько радикален этот подход к обучению, вопросы и ответы.

Сайт школы: summerhillschool.co.uk

Ещё одна серия вопросов и ответов в группе vk с сильными чувствами к школе: http://vk.com/topic-26331789_28228058

Кое-что спрашивали и учителя: http://pedsovet.org/content/view/18699/

Сообщество европейских демократических школ: http://eudec.org

Американское сообщество: http://www.democraticeducation.org

Сайт недавно прошедшей большой международной конференции о демократическом образовании: http://www.idec2013.org/

Буду рад ответить на ваши вопросы о школе, по мере сил.

Жадность, Развитие ребенка, Воспитание, Школа

Previous post Next post
Up