Впечатляющий, хотя на первый взгляд и нелепый соцреалистический слэшер Веры Хитиловой. Одиннадцать школьников на связанной с миром только грузовой канатной дорогой горной турбазе собираются проходить некий «специальный маршрут» и на месте оказывается, что мест изначально было предусмотрено только десять и позволить лишнему остаться - значит брать за это коллективную ответственность. Все воодушевленно соглашаются (другого варианта, поскольку кто лишний неизвестно в общем-то не предлагается) и руководитель группы провозглашает девиз горных туристов: «Один за всех и все за одного!», - после чего герои начинают каждым своим действием демонстрировать взаимную неприязнь периодически угрожая друг другу убийством, на что вожатые реагируют с нескрываемым слегка опасливым восхищением. Через какое-то время они признаются в своем инопланетном происхождении и желании захватить Землю, для чего им требуется всего-то подождать пока люди освободят планету от себя своими же собственными руками. На школьников такое развитие событий особого впечатления не производит и о своем поведении они не задумываются вплоть то последних трёх минут, когда героически пожертвовав пуховиками всё же спасаются.
Главное, что е дает покоя на протяжении всего фильма это почему школьники одной из стран с самым лучшим образованием и гуманным общественным устройством всю дорогу ведут себя как агрессивные олигофрены (ничуть не художественное преувеличение, все конфликты возникают на почве и проходят в форме, свойственных в худшем случае детям лет десяти и из-за бесконечно издаваемого ими визга и стонов я в какой-то момент фильм чуть не выключил). Тайна оставалась покрытой беспросветным мраком более двадцати лет вплоть до выхода популярной киноведческой ленты о деконструкции слэшера «Хижина в Лесу», из которой мы получили исчерпывающее представление о целях и методах проведения демонстрируемых обычно в подобного рода кино мероприятиях, пусть даже всех нюансов социалистического кино буржуазная поделка объять не смогла. Народно-демократическая специфика предписывает загадочным враждебным силам стараться не распотрошить героев, а подорвать единство коллектива (озвученное инопланетянами условие спасения - выбрать среди группы жертву, так чтобы из одиннадцати приехавших вернулось обратно только десять с точки зрения освобождения планеты от людей выглядит достаточно малоэффективно, хотя и получило в недавнем прошлом более перспективное развитие в форме телеигр вроде «Последний герой»).
Остаётся, меж тем, ряд непонятных моментов. Что за колесами вкидывался Ян, что с одной стороны всячески это скрывал (т.е. вряд ли лекарство) , а с другой нуждался в них настолько, что был готов вымаливать по одной на коленях (т.е. вряд ли наркотик)? Почему самый положительных герой это член молодёжной банды, отсидевший за непредумышленное убийство и сколько ему вообще лет, если он успел в жизни столь многое и всё еще в школе?