Snowpiercer, 2013

Apr 21, 2014 10:29

Пишу из танка практически, без скринов поэтому.

Посмотрел кругом пиарящийся последние пару недель Snowpiercer, изначально несколько смущал южнокорейский режиссёр, с кинематографом постиндустриальной Азии у меня отношения как-то не складываются (откровенно говоря, в первую очередь из-за стереотипов в его отношении, сложившихся после просмотра аниме и нескольких занудных арт-хаусных фильмов, которые вроде бы и не сказать, что не понравились, но были очень нудными какими-то), но про «Сквозь снег» написали практически везде, где я читаю про кино и даже там, где про кино обычно не пишут (только в френдленте, кажется, никто не отметился, но я четыре дня её не читал и возможно пропустил) и все хвалят так, что это даже вызывает опасения, но концепция а ля «Жёлтая Стрела» делала просмотр в любом случае неизбежным.

Суть такова… В борьбе с глобальным потеплением вся Земля оказалась заморожена, а человеческий мир сжался до объемов поезда, ездящего по кольцевой. В отличие от «Жёлтой Стрелы» в поезде едут не абстрактные пассажиры из ниоткуда в никуда, а мини-государство со своей элитой и жестоко угнетаемыми массами, поднимающими восстание с целью захватить паровоз.

Дальше немножко спойлер, но я думаю даже если это прочтет кто-то, кто только собирается посмотреть - это никак не помешает, фабула там довольно незамысловатая и чем всё кончится понятно с самого начала. Единственно, что я какое-то время думал, что там будут больше разговаривать и планировать своё восстание, но оказалось намного лучше и мысль до зрителя режиссёр доносил экшном, а не размазыванием диалогов.

В ходе восстания выясняется, что оно было спланировано элитами для того, чтобы быть жестоко подавленным и дать повод вручную отрегулировать численность населения. Идейное содержание фильма в общем то целиком состоит из диалога между элитами, манипулирующими человеческой «средой», и ответами «среды» на это внешнее вмешательство и призвано проиллюстрировать идею о том, что таки да - революции начинают провокаторы, спецслужбы и иностранные агенты, но они никогда не контролируют процесс полностью и инициативу можно перехватить. Я сильно подозреваю, что именно эта ментальная акупунктура, направленная на главные психоз и надежду информационной эпохи «да, нами пытаются манипулировать, но в конечном итоге всё в наших руках» создала вокруг фильма такой сильный резонанс. Большое достоинство фильма в том, что два ключевых момента, которые сделали возможным успех восстания, не кажутся надуманными или неуклюже гиперболизированными (в отличие от «Эффекта бабочки», например). После титров становится очевидной их некоторая схематичность - применение факелов в тоннеле символизирует интеллектуальную способность среды дать нестандартный ответ на раздражитель, а открытие движущей силы «вечного» двигателя делает решения главного героя мотивированными и эмоционально.

Эстетически в глаза бросается некоторая фаллаутность, особенно в эпизоде в школьном классе, не знаю, конечно, может в США до сих пор как-то так и живут и образы актуальны, но в поезде как будто царит время “Duck and Cover” . Для Фаллаута она естественна, потому что в его мире 50-е - последнее мирное время, которое застало человечество, но здесь катастрофа произошла в 2014-м году и логично предположить, что локомотивная культура должна была бы застыть в том времени, но вот так.

В общем и целом вполне себе ОК, в фильме много второстепенных деталей в тему, которые делают его увлекательным и даже дискусситебельным, но без особых откровений.

кино

Previous post Next post
Up