Основное свойство войн, ведущихся в глобальной деревне, вытекает из самого определения современного информационного общества, как «деревни» - места, где все всех знают и всё у всех на виду и о любом событии становится практически в прямом эфире известно каждому. Информационный отклик при этом охватывает и вовлекает в событие намного больше народа, чем было затронуто непосредственно событием и будучи пропущенным через ту или иную идейность может из обычного шума стать месседжем, который может обладать более сильным эффектом. Расстрел пары крестьян, не желающих вступать в колхоз, - это единичный акт, сам по себе не способный иметь далеко идущих последствий и вообще обладающий нулевой эффективностью. Мертвый крестьянин вырастит еще меньше хлеба, чем единоличник. Но из информационного шума, возникающего вокруг этого события большевики формулировали месседж, говорящий: «Если не вступить в колхоз можно лишиться жизни», - успешно заставивший пересмотерть свои взгляды на колхозы крестьян, которых не тронули и пальцем. Разница между доинформационной эпохой и современностью в том, что, обладая коммуникациями, большевикам не было бы нужды проводить показательные экзекуции в каждой деревне, хватило бы одной, которую транслировали бы повсюду.
Использование коммуникаций, позволяющее бесконечно тиражировать любое событие, в свою очередь обладает одним очень серьёзным недостатком - большим количеством посредников, которые должны донести месседж до реципиента в условиях, когда физически повлиять на него невозможно - необходимо всё с правильных ракурсов снять и доступно объяснить что именно происходит, не оставляя места для собственных домыслов аудитории. Слабость системы в том, что если кто-то посторонний вклинится в на этом этапе, то он сможет, пропустив эмоциональную реакцию на событие через свой фильтр представить ситуацию в любом другом ключе. Запускают, скажем, большевики показательный процесс над кулаками-единоличниками в прямую трансляцию, а кто-то влезает и подменяет звук, комментируя это как собрание любителей вкусной и здоровой пищи, наставляющих на путь истинный поклонников фаст-фуда. В итоге аудитория обработана, но вместо того, чтобы бежать в колхозы она закупается пророщенной пшеницей, а кто-то и вовсе никак не среагировал и подумал, что смотрел художественный фильм. Это кстати, ещё одна возможная опция эры коммуникаций - месседж можно создавать и на пустом месте, безо всякого материального повода, да и на самом деле - так ли важно, что он был? Отрицание Бодрийяром войны в Персидском Заливе кажется утрированием только если не задаться вопросом - а что с того, что она на самом деле была? Мы не станем знать о ней больше, в любом случае единственным источником для 90% аудитории оставалось телевещание, сомнения в котором и высказывались изначально.
При всё при этом монополией на освещение событий никто не обладает и месседжи плодятся самые разные, начиная конкурировать между собой. В итоге - должным образом освещённое в СМИ локальное событие может вовлечь в орбиту своего влияния огромные массы, не имеющих к нему никакого фактического отношения людей, при чём для многих из них это будет ряд совершенно разных событий.
Майдану мы должны быть благодарны за возможность лишний раз увидеть своими глазами и прочувствовать на себе этот процесс формирования массы влиятельных месседжей.
И собственно, как это происходит.
Для начала пара элементарных примеров, где кто-то анализирует вброс от СМИ и приводит свои контрданные. На них не буду подробно останавливаться, любой, кто пережил хоть одну предвыборную кампанию видел такое:
По поводу скандальной отмены закона о языках По поводу атаки фашистов на поезд Внимание обратить надо на то, что в том, что касается законы о языках - не раскрывается содержание вновь вступившего в силу закона от 1989 года, т.е. зритель здесь попадает в двойственное положение - с одной стороны никакого нового зверского закона о запрете русского и принудительного перевода всех на украинский языки не было принято, с другой - как теперь регулируется эта сфера всё равно не понятно.
По второй ссылке находится свидетельство того, что одна из газет необосновано повесила аварию поезда на повстанцев, но одновременно внедряется мысль будто на самом деле в это виновата милиция («Скорее всего его использовали силовики для блокирования дорог.»), хотя для такого суждения веских оснований тоже нет.
Вторым примером будут размышления о судьбе распятых птиц на фотографии из резиденции Януковича «Межигорье»
Ссыль -
historian30h.livejournal.com/159888.html Прекрасная аналитика, не правда ли? Обратите внимание, что мысленная конструкция
господина с Шерлоком Холмсом на аватарке по большому счёту для того, чтобы существовать не требует этих распятых птиц. Уберите эту фотографию и в достоверности измышлений ничего не изменится («Я больше чем уверен, что бендеровцы в резиденции Януковича, чтобы поглумиться притащили с собой диких птиц и распяли на столбах в виде трезубца...» и далее по тексту).
В третьих, известный интернет-боец за Россию для Путина, живущий почему-то в Испании Лев Вершинин руководит вирутальной обороной севастополя:
putnik1.livejournal.com/2761747.html Работа с месседжем как она есть. Красным цветом - выделение автора, красным подчеркиванием - моё.
Пока всё, если попадётся еще что-то яркое, то добавлю сюда же.