Jul 16, 2013 13:26
"Эффективность работы группы и качество ее решений зависят от качества получаемой ею информации и точности ее проверки. Значение последнего обстоятельства резко возрастает в ходе коллективной работы. Выясняется, что на некоторых работников можно положиться, а к другим, хотя их и считают полезными, относятся со скрытым недоверием. Вся предлагаемая информация должна быть оценена с этой точки зрения. В результате неожиданного вмешательства более высокопоставленного лица нередко поступает информация сомнительного качества, которая не проходит подобной проверки. Степень надежности этого человека, как нового лица, не известна, а его информация, поскольку он выступает в качестве босса, может автоматически оказаться вне обычного контроля. Его вмешательство может принять форму распоряжения и оказаться, таким образом, вне процесса принятия группового решения по такому вопросу, где можно опираться только на групповое решение, воплощающее в себе необходимые мнения специалистов. Во всех случаях подобное вторжение наносит вред.
Таким образом, тенденция перехода права принимать решения к организации и необходимость защиты самостоятельности группы приводят к одному важному следствию: люди, занимающие высокий официальный пост в организации - скажем, президент корпорации «Дженерал моторс» или «Дженерал электрик»,- осуществляют лишь ограниченную власть, поскольку речь идет о существе принимаемых решений. Это не означает, что они не располагают никакой властью. Но их власть, безусловно, не соответствует тому почтению, с которым обычно относятся к этим людям, и меньше, чем это кажется наиболее тщеславным из них. Люди нередко путают процессы принятия решений и их утверждения. Первое является главным; второе не имеет существенного значения."
Джон Гэлбрейт, "Новое индустриальное общество"
Автор прямо об этом не говорит, но из написанного довольно ясно видно, как демократия, начинавшаяся в США в тех же формах, что и античная (право быть политическим субъектом получил вооруженный мужчина, владеющий землёй) со временем и переходом значения главного средства производства от земли к группам высококвалифицированных специалистов приняла современный вид, вытекающий из невозможности эффективного авторитарного управления. Прекрасной иллюстрацией вредного вторжения "босса" вопреки мнениям специалистов может служить сталинская наука с "лысенковщиной", "марризмом" и "реакционной лженаукой" кибернетикой.
Вместе с этим и понятие "демоса" на самом деле не расширилось на всех, а перешло с тех же владельцев земли на группы управляющих обществом специалистов, тогда как материальные ресурсы номинально принадлежат всем, очень показательно, как описываемая Гэлбрейтом процедура умиротворения акционеров корпорации со стороны совета директоров с целью отвлечь их от того, что к принятию решений в жизни компании они уже никакого отношения не имеют:
"Когда же акционеры перестают оказывать влияние, то предпринимаются специальные усилия, направленные на то, чтобы скрыть это. Место общего собрания выбирается таким образом, чтобы акционерам было удобно. Им преподносят прекрасно напечатанные отчеты, составление которых является ныне специализированным ремеслом. Устраивается осмотр продукции и даже заводов. На собрании, как и в отчете, многократно говорится о вашей компании. Должностные лица с сугубо подчеркнутым вниманием выслушивают заведомо не относящиеся к делу предложения совершенно несведущих участников собрания и заверяют, что они будут рассмотрены с величайшей тщательностью. Слова благодарности за «выдающееся искусство, с каким вы управляете нашей компанией», расточаемые старомодно одетыми женщинами-акционерами, владеющими десятью акциями, принимаются руководством с хорошо разыгранной признательностью. Критиков ожидает суровое осуждение всех присутствующих. Из значительных акционеров на собрании никто не бывает, никакие решения на них не принимаются. Годовое общее собрание акционеров крупной американской корпорации - это, пожалуй, наша наиболее тщательно разработанная форма внушения иллюзий народу."
Вряд ли можно было бы намеренно написать более точную вымышленную сатиру на ежегодные прямые линии президента.
ссср,
цитата,
гэлбрейт