Хотел поискать что-то, освежить насчет манеры взаимоотношения средневекового карнавала с горним миром и второй же ссылкой гугл подсунул
статью Яковенко, такой вот синхрон. В ней ничего особо откровенного, но вот это обратило внимание, я относительно много читал латиносов вроде, но подобное в голову не приходило, хотя в общем-то реалии тамошние более чем смутно себе представляю и для меня это все равно была разновидность фэнтези.
"Литературе как зеркалу устойчивого цивилизационного сознания, а с другой стороны - как важнейшему механизму создания, трансформации и проявления нового цивилизационного качества принадлежит особое место. Специалисты отмечают литературоцентричность латиноамериканской цивилизации и это - атрибут цивилизационного пограничья. Здесь латиноамериканская цивилизация совпадает с цивилизацией российской [Кондаков, 1997]. Ученые-латиноамериканисты единодушно подчеркивают опережающую роль литературы в сравнении с процессами в иных областях культуры. История латиноамериканской литературы предстает как "череда попыток выработки собственной идентичности, основанной на вычленении национальных типологических черт или общих для всего континента" [Ainsa, 1986, p. 124]. Поэтому обращение к литературному материалу в контексте поставленных проблем необходимо. Это тема для погруженного в материал, цивилизационно мыслящего литературоведа. Я могу лишь ограничиться самыми общими замечаниями и отдельными наблюдениями.
В латиноамериканской литературе XX в. заметное место принадлежит теллурической (или почвеннической) прозе. Расцвет этого литературного направления падает на1930-е гг. Теллурический роман устойчиво трактуется как явление общеконтинентальное. Один из основных конфликтов теллурического романа - столкновение героя-цивилизатора с природой. Б. Веснина определяет это так: "Основной тезис теллуризма... вырваться из-под воздействия географических факторов на культуру, войти в историческое бытие и тем самым прорваться из неподлинной культуры в подлинную" [Веснина]. Причем стремящийся обуздать природные силы герой терпит крах. Обладающие мистическим всевластием хтонические силы поглощают и побеждают преобразователя.
Проблематика теллурического романа, круг идей и смыслов, возникавших в рамках этого направления, в высшей степени созвучны гностическому сознанию. "Неподлинное" - другое название богооставленного бытия, бытия за рамками Плеромы. Крах попыток "прорваться", всевластие хтонических сил также маркирует гностическое мировидение. Вот что пишет о литературе континента Земсков: "Можно сказать, что главное содержание латиноамериканской картины мира, идет ли речь о теллурическом или "новом" романе, - это глубокая трагичность, катастрофизм" [Земсков, 2004, с. 80]. Такое миропереживание если не тождественно гнозису, то указывает на эмоционально-смысловое пространство, в котором формируются гностические смыслы.
Латиноамериканская литература бьется в тисках невозможности соединить несоединимое, разрешить неразрешимое, обрести целостность "расколотого" мира и сознания, победить "онтологическое отчаяние". Самый яркий пример- творчество и судьба перуанца Х. Мариа Аргедаса. Создавая свой последний роман, он"не находил способов соединения индейской Архаики и Современности (что усугубляется его личной драмой как носителя двух культур) и кончает жизнь самоубийством, предсказанном в самом романе" [Земсков, 2004, с. 79]."
И. Яковенко, "Гностическая компонента в цивилизационном пограничье"