Мысль посетить сей эксклав России зрела давно. Но как-то однажды тёплым холодным весенним пятничным вечером пришло осознание того, что впереди два выходных, на которые нет никаких планов, и, дабы организовать занятие, внезапно пришло решение: еду.
Билеты были куплены быстро. Выбор авиакомпаний, предлагающих удобные по времени и адекватные по цене рейсы, оказался небольшим. В итоге я остановился на “Авиалиниях Кубани”. Вылет: суббота 10:40, вылет обратно: воскресенье 13:35. Т.е. на всё про всё у меня чуть больше суток. С предвкушением предстоящей экскурсии в голове и пивом в руках был закончен пятничный вечер.
Суббота.
Продираю невыспавшиеся глаза. На часах 7:35. Отлично. Суббота. Можно ещё поспать.
Стоп! Какой поспать??? У меня же через три часа самолёт, а я даже фотоаппарат не подготовил. Суета, беготня, судорожный сбор вещей в дорогу. И вот я спускаюсь в утреннее метро. Народа немного. Большая часть пассажиров досыпает и досматривает свои сны. Кто-то пытается читать. Кто-то поправляет здоровье “Охотой” и прочими джин-тониками.
Оказавшись на кольцевой, вспоминаю о том, что вроде как Wi-Fi бесплатный должен тут работать. Достаю iPad, проверяю. Реально. Нашлось несколько сетей вида MTS-XXXX, где XXXX - какие-то цифры. Подключился. Да, работает, причём достаточно шустро.
“Кубань” летает из Внукова, поэтому кроме WiFi в метро мной была опробована связь и на Киевском вокзале в ожидании аэроэкспресса. Пришло понимание того, что цивилизация не за горами, и скоро мы будем наслаждаться нормальным интернетом повсеместно.
Аэропорт.
Раньше мне не доводилось бывать ни во Внукове, ни рядом с ним. Каких-то подробностей о терминале рассказывать не буду. Скажу лишь общее впечатление: аэропорт не понравился. Домодедово на порядок лучше. Здесь же всё как-то нелогично, непонятно, указатели есть, но пользоваться ими неудобно. Но не беда. Главное - я успел.
Раньше мне доводилось видеть Кубанские самолёты, и осталось очень позитивное впечатление от ливрей с подсолнухами. Но вот наш борт (VQ-BMO) оказался без ливреи. Совсем. Просто белый самолёт. Это был один из двух Airbus A-319, которые перешли в ALK в качестве наследства от SkyExpress.
Собственно уселись, расположились. На стойке регистрации попросил место у окошка. Выдали 13F - прямо над крылом. Выглянул в иллюминатор и ужаснулся: на крыле была ощутимая наледь (прим.: описываемые события имели место за неделю до злополучного ATR-72). Но тут к моему облегчению подоспел спец.девайс и наш борт благополучно обработали реагентами.
При рулёжке выяснилась весьма неприятная особенность: откуда-то снизу начали раздаваться странные звуки “хыр-хыр-хыр”. Что-то среднее между трением колеса обо что-то или лаем собаки или металлическим скрежетом. Тут уж не на шутку испугался не только я (а надо заметить: я боюсь высоты, полётов и т.д.), но и большинство остальных пассажиров. Вызов стюардессы, вопрос “А что это за звуки? Всё нормально?” и её спокойный ответ “Всё в порядке. Это самолёт такой - в нём всегда так.”. М-дя. Успокоила. При наборе скорости выяснилось, что скрежет этот от скорости не зависит, т.е. это не трение колеса. Специалисты, прокомментируете, что это могло бы быть?
Вот
тут видео посадки. Можно оценить этот великолепный звук.
Собственно отрыв, набор высоты, звук пропал, летим.
Здесь стоит отвлечься и отметить, что это мой первый полёт на современной иномарке. До этого пассажирский багаж ограничивался только ЯК-42 и L-410. Сравнение Airbus и ЯК, разумеется, не в пользу последнего, но есть момент, на который хотелось бы обратить внимание. Если на ЯКе после набора высоты выключают взлётный режим, и двигатели начинают работать ощутимо тише, то в Airbus-e они гудят на протяжении всего полёта.
По соседству со мной оказался разговорчивый попутчик, который, узнав, что я лечу в Калининград в первый раз и исключительно в туристических целях, начал много говорить, давать различные советы, всячески рекомендовал мне посетить в числе прочего Зеленоградск или Светлогорск (родилась ассоциация с Зеленоградом и Красногорском), а лучше и тот, и другой. Рассказывал, где лучше брать такси до города, и сколько оно должно стоить. Причём обращался ко мне исключительно на “ты”. Рассказал, что аэропорта в Калининграде два: один мелкий и левый (куда летим мы), и один большой международный. Позже выяснилось, что это всего лишь два терминала, а полоса и инфраструктура у них общая. Т.е. по сути один аэропорт.
При посадке глазу открылась замечательная картина: берег, много воды, море и, внезапно, узкий и длинный участок суши вдоль всего побережья. “А это наша Курская коса” - прокомментировал попутчик. Непонятно, причём тут Курск. Может быть Курдская или ещё какая. Впоследствии выяснилось, что коса-таки Куршская. Всё. Прилетели. Храброво.
Калининград
По прилёту нас собрали в три автобуса, на которых мы минут 5 ждали, пока нам откроют шлагбаум, и мы проедем 50 метров. Ехали реально очень мало.
В терминале обнаружились стойки заказа такси и аренды автомобилей. То, что у меня водительское удостоверение с собой, я осознал уже на следующий день (вспоминаем, что собирался в спешке), поэтому машину в аренду не брал.
Стоянка такси. Если в советское время такси было синонимом жёлтой Волги с редкими исключениями, то в Калининграде сегодня такси - это белая Октавия. Так же не без исключений. На самом деле, конечно, не на 99 процентов, но больше половины точно. Подхожу к таксисту. Диалог:
- До города сколько стоит?
- Столько-то. (прим. - намеренно не называю цен. ни на билеты, ни на такси, ни на гостиницы. Но цена была озвучена именно та, которую называл попутчик в самолёте)
- Свободен? До центра поедем?
- Сейчас узнаю. Вон мой диспетчер идёт.
Подходит диспетчер (та тётенька со стойки в терминале, которая встречает пассажиров, берёт деньги за проезд и отводит пассажиров к машине) с девушкой - пассажиркой. Выяснилось, что она едет в тот же самый центр того же самого Калининграда. В итоге поездка в город обошлась мне вдвое дешевле.
По пути от попутчицы узнал номер телефона гостиницы, позвонил, оказалось, что у них есть свободный одноместный номер за сумму, которая меня устраивала и в принципе вписывалась в бюджет, выделенный на гостиницу. Приехали. Гостиница оказалась скромной бюджетной 5-этажной советской гостиницей “Маяк”. Мой номер на первом этаже. В номере кровать, телевизор, столик, шкаф. Душ один на два номера, но т.к.соседний номер пустовал, то я с чистой совестью без ожидания смысл с себя «дорожную пыль»
В Калининграде тепло и сухо. После Москвы с её мерзопакостным дождеснегом и ветром - просто рай. Можно ходить без куртки.
Начинаем нашу экскурсию. С чего начинается правильная экскурсия? Верно. С составления маршрута. Поэтому с вопросом «а что тут у вас посмотреть?» было решено обратиться к администратору гостиницы. Администратор - женщина не старая, но и уже не девочка - оказалась весьма доброй и общительной. (вспомним про попутчика из самолёта). Забегая наперёд, хочется отметить, что в Калининграде весь народ отзывчивый, общительный, добрый, все обращаются на «ты». И если им задать какой-то вопрос, то кроме ответа на него ты получишь ещё массу ценной и не очень информации. Собственно, минут через 20 общения с администратором, принято решение ехать на центральную площадь, а оттуда - на остров. Но сначала перекусить. Где это лучше сделать в нерабочий день, также любезно сообщила администратор, подробно объяснив маршрут.
Обедал я в столовой «Оливье». Тот же уголок советского союза. Не вполне могу объяснить, что я имею ввиду под словами «Советский Союз» при описании этой столовой и гостиницы, но точно не «совок». Тон скорее позитивный. Какое-то всё простое и доброе, местами даже слишком, без изысков, понтов и погони за баблом.
Еда дешевле, чем в Москве, но дороже, чем в Саратове.
Попадаются вот такие вот красивые здания и некрасивые нечистоты.
Сферическая АЗС в вакууме Калининграде.
Итак, едем на центральную площадь.
Если в Москве, встав у дороги и подняв руку, можно создать пробку, то здесь - не так. Бомбил нет. Вообще. Хотя... Всё-таки один встретился. И вот он. На предложение доехать до центральной площади я получил согласие и такой родной для уха вопрос «ну дорогу же покажешь?»
К вопросу о приезжих. (здесь ничего личного - просто описание ситуации) Гостей из Таджикистанов-Узбекистанов-Дагестанов-Ингушетий за два дня не встретил. Вообще. Ни одного. Бомбила, который меня подвозил, оказался армянином.
Архитектура в Калининграде интересная. Город в принципе невысокий. Максимум в центре - этажей 9-10, реже - выше, и таких домов немного. Советские 5-этажки соседствуют со старинным наследием Германского прошлого и свежими не особо высокими домами. Элитных гиперсовременных новостроек не попадалось. Пару раз встретился Макдональдс - оба раза в красивых старинных домах. Считаю издевательством над архитектурой. Пешеходов пропускают. Всегда. Как в Чебоксарах.
В Москве, если ремонт или стройка, то перекрывают тротуары. Тут - часть проезжей части. (Водитель автобуса не уезжал, пока не убедился, что я закончил снимать. Хотя и освободилась проезжая часть и ему - зелёный свет)
Орифлейм, Фаберлик, Амвэй, ПойдиПойми…
А это - здание местной телекомуникационной компании, которая, если верить рекламе на бегущей строке, предлагает копеечный интернет. 15-95 рублей в месяц.
Подземные переходы традиционно изрисованы.
После площади решено было найти загадочный мост над островом. С вопросом, как найти мост, я обратился к двум сотрудникам полиции. Сначала они не поняли, какой именно мост я ищу, и начали перечислять все, известные им, с описанием характеристик, потом, поняв-таки, что мне от них надо, активизировался очередной приступ общительности. Минут за 15 общения с ними я узнал, что интересного есть по пути к мосту, как лучше спуститься на остров, и что на мосту поцелуев не стоит ни с кем целоваться. Причём обращение традиционно на «ты».
И вот мы на мосту. С него открывается вид на Московский проспект - одну из центральных улиц города. Яндекс оценил бы пробки в городе в 1 балл, но делаем скидку на выходной. Возможно, в будни загруженность выше.
Вид с моста.
А это - остров. Остров Канта. Кант, который Иммануил, а не то, что вы подумали.
Кафедральный собор, в котором похоронен Кант.
В тот день, когда я был в Калининграде, там было много свадеб.
«Смотри, что я сфоткал»
Над городом летает зелёный АН-2
Этот мост когда-то был разводным
Сейчас его деревянное покрытие скреплено металлическими скобами.
Под мостом в грязной воде плавают утки
Много народа фотографируется.
Замки. Они везде. Тысячи их.
Рыбацкая деревня.
Смотровая башня Маяк
В башне кофейня и магазин сувениров
Попадаются достойные виды
Покрытие идеальное. По словам местных жителей плитка положена несколько лет назад. Покажите кто-нибудь это Собянину.
Красивые дома чередуются с облезлыми.
Народ патриотичен. Часто попадаются рамки «Калининград» или «Koenigsberg».
Кто-то также увлечён дозором.
Когда я бродил по городу, ко мне внезапно обратился с вопросом молодой человек из стоящей SuperB. Он увидел у меня фотоаппарат Nikon. А так как у него тоже Nikon, то нет ничего проще как пообщаться просто с прохожим. Вот так вот запросто.
Народа, пьющего алкогольные напитки прямо на улице, непривычно мало. Практически не пьют, в отличие от той же Москвы. Хотя, если кому-то очень уж хочется, то рекомендуется юзать вот такой пакетик. Так сказать, во избежание. Пакетик продаётся там же, где и пиво.
Прокатился на местном общественном транспорте а-ля маршрутка. Типа газели, но что-то импортное. Задняя дверь заварена, передние сиденья, кроме водительского, отсутствуют. Вход и выход через переднюю правую дверь.
Много булыжных дорог. Качество дорог и тротуаров - разное. Есть и отличные, есть и не очень.
Люки на дороге не круглые. Непривычно. Германское наследие.
А как вам вот такое?:
Воскресенье.
В воскресенье было решено ехать к воде. Хотелось посетить музей в подводное лодке, а потом посмотреть на залив. Почему на залив, а не на полноценное море? Потому что времени не хватает. Более или менее светло стало к 9 часам, а самолёт в 13:35. Т.е. часов в 12 мне желательно бы быть в аэропорту, а до моря, как выяснилось, 30 км.
Подводная лодка. К сожалению, до открытия надо было долго ждать, посему было принято решение воздержаться от её посещения в пользу прогулки вдоль воды до двухярусного моста (спасибо вчерашним полицейским за информацию).
Рыбаки. Много их.
А вот и хвалёный двухярусный мост. Интересен тем, что нижний ярус предназначен для автотранспорта, а верхний - для поездов. Кроме того, средняя часть моста способна подниматься для того, чтобы под ним проходили суда. Наверно, захватывающее зрелище.
А вот видите там на мосту рыбака?
Когда я зашёл на мост, он любопытствовал, зачем я его фотографировал, и отказывался верить, что фотографировал я не его, а мост.
А вот и поезд.
Вид с моста.
Пешеходная часть моста.
Улочка, каких много.
Внутри моста.
А теперь небольшое лирическое отступление. Забавная история приключилась при попытке поехать к «большой воде». Минут 20 махания руками у обочины дороги ничего не дали, и было решено вызвать такси по телефону. Телефон был написан на шашечках одной из машин и как-то осел в памяти. Позвонил. Долго объяснял девушке на том конце провода, что я не знаю, какой тут адрес, но постарался наиболее подробно описать место. Какой-то случайный прохожий подсказал, что это улица Портовая. В итоге мы вроде нашли общий язык и мне пообещали, что через три минуты за мной подъедет белая шкода. Через три минуты действительно подъехала, я сел, объяснил водителю, куда мне надо, тронулись, звонит телефон.
- Молодой человек. Это такси. Это не вы стоите в красной куртке на съезде с моста?
- Я. Но вообще-то я уже не стою. А уже уехал.
- Как? На чём?
- На белой шкоде.
- Это не та белая шкода. Ты мой пассажир. Давай пересаживаться.
В итоге таксисты связались между собой по рации, поворчали друг на друга, пересадили меня.
Кстати, я ни разу не пожалел о смене машины, т.к. благодаря этому такстсту мои планы переигрались. Решено было развернуться и поехать не к заливу, а к «большой воде». Движемся в сторону Зеленоградска.
В Калининграде есть своя кольцевая дорога.
На выезде из города построено несколько скоростных шоссе, создание которых ставят в заслугу бывшему губернатору Боосу. Одно из них ведёт в сторону аэропорта и Зеленоградска.
Раньше на нём было ограничение скорости 110 км/ч, но на время действия отопительного сезона (кто-нибудь объяснит мне, в чём логика?) все знаки сняли. Соответственно, ограничение - 90. ГИБДД не дремлет. Пока водителю такси выписывают протокол, я вышел на свежий воздух.
Зеленоградск.
Маяк
Море. На побережье - мусор.
Волнорез интересный.
Слегка штормит.
И тут собаководы. Везде они.
Металлические скамейки на плиточном покрытии.
Новостройки на фоне старого маяка.
Куршская коса.
Это весьма и весьма интересное природное сооружение.
Из Википедии: «Название косы происходит от названия древних племён куршей, живших здесь до колонизации Пруссии немцами. Длина - 98 километров, ширина колеблется от 400 метров (в районе посёлка Лесной) до 3,8 километров (в районе мыса Бульвикё, чуть севернее Ниды). Здесь на очень небольшом расстоянии друг от друга соседствуют очень разные пейзажи: песчано-пустынный, хвойные леса, березняки запада России. Коса напоминает музей природных зон. Коса тянется от города Зеленоградска в Калининградской области до литовской Клайпеды (Смильтине).»
По всей длине косы проходит автомобильная дорога. Коса является национальным парком. Въезд для автотранспорта на неё платный.
Посёлок Лесное на территории косы.
Вид на Куршский залив.
Люблю лебедей.
Погуляли и достаточно.
Аэропорт не круглосуточный.
Зал в терминале аэропорта.
Тут ко мне подошёл специально обученный сотрудник службы безопасности с вопросом, а что я собственно тут снимаю и не попало ли в кадр то, что не должно туда попасть. Объяснение того, что всё исключительно для себя и демонстрация нескольких кадров на экране камеры его вполне устроили.
Идёт посадка в узбекский Boeing.
А вот и наш VQ-BMO. Снова попросил место у окошка. 07А. На обратном пути, кстати, подозрительных звуков под полом не было.
В аэропорту в ожидании посадки познакомился с кореянкой с загадочным для русского уха именем И. Девушка с нулевым знанием русского и не особенно сильным английским в одиночестве спокойно путешествует по России. В шоке, как они читают эти страшные иероглифы.
Крузенштерн. Человек-пароход теперь и самолёт.
Во время полёта произошёл один неприятный момент. Сзади меня сидел, видимо, коренной Калининградец. Я откинул спинку кресла и задремал. Когда разносили "еду" (с едой у авиакомпании печалька), этот пассажир выдал что-то типа "Слышишь? Подними спинку". Факт того, что меня разбудили этим "ты", слегка расстроил меня. Поэтому в ответ прозвучала фраза: "Не подниму. Мне так удобно".
Москва встретила нас вновь неприятной погодой.
Общее впечатление от города двоякое. Из приятного: добрый отзывчивый народ, приятная комфортная погода в марте, близость моря, хоть и Балтийского, наличие симпатичных архитектурных сооружений, какие-то ассоциации с Советским детством. Из неприятного: по сути забытая богом провинция. Как те же Саратовы, Рязани и т.д. Мои ожидания увидеть Европу внутри России не оправдались - нет там Европы.
Стоит ли ехать? Считаю, хоть раз, но съездить стоит. Желательно только в отличие от моего опыта располагать бОльшими временными ресурсами, а также более тщательно подойти к разработке маршрута и сделать это заранее.