Фильмы о человеческих жизнях во времена Великой Депрессии

Mar 23, 2009 10:15

Кино отражает жизнь. А что у нас сейчас в мире происходит? Кризис, кризис, люди остаются без работы.
История, впрочем, знавала множество кризисов. И один из них - годы тяжёлой безработицы и нищеты в США, именуемые периодом Великой Депрессии.
Сегодня речь пойдёт о двух фильмах, достоверно показавших, что творилось в реальности и умах людей тех времён.
Обе эти картины про безысходность, про потерянность и отчаяние, но вместе с тем и про страстное желание жить. Обе являются экранизациями книг и римейками более ранних фильмов. Обе обласканы критиками и любимы публикой.






1. «Почтальон всегда звонит дважды», 1981 год; режиссёр Боб Рейфелсон; в ролях: Джек Николсон, Джессика Ланж, Кристофер Ллойд, Анжелика Хьюстон и др.; IMDB: 6.40 (5 632)

Фрэнк Чемберс (Николсон) скитается по городам и весям, перебиваясь случайными заработками. Воля случая заносит его в придорожную провинциальную таверну «Два дуба». Обед заканчивается удачно - хозяин таверны, пожилой грек, предлагает Фрэнку работу механика, и тот соглашается.
У грека есть молодая жена, растрёпанная, но сексапильная Кора (Ланж). Кора занимается хозяйством и, судя по всему, изнывает от размеренной повседневности. Поэтому неудивительно, что довольно быстро она поддаётся напору харизматичного Фрэнка и оказывается у него в объятьях.

Муж в этой ситуации оказывается явно третьим лишним, от которого нужно избавиться.
Надо сказать, что у Коры нет плачевного положения бедняков и безработных тех времён: денег на жизнь хватает, таверна приносит небольшой доход, да и муж с ней вполне добр. Но она всё равно хочет бежать от своей жизни, потому что ей невыносимо скучно со старым греком, которого она не любит и не хочет.

Для Фрэнка, мне кажется, очень подходит слово «тяжёлый». Тяжёлый взгляд, тяжёлый нрав, скорее всего, тяжёлое прошлое. Тёмные страсти кипят внутри него, и он сравнительно легко соглашается стать участником преступления.

Так, взаимно притягивая друг друга под своё влияние, Фрэнк и Кора начинают путь по опасной дорожке.

При явной отрицательности образа, Фрэнк чертовски обаятелен, да и Кора вызывает сочувствие. Весь фильм сопереживаешь этим двум подельникам, надеешься, что они начнут, в конце концов, жить нормальной жизнью.

Судьба, впрочем, как ей это свойственно, всё расставляет по своим местам.

2. «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?», 1969 год; режиссёр Сидни Поллак; в ролях: Джейн Фонда, Майкл Саразин, Сюзанна Йорк, Гиг Янг и др.; Оскар 1970 и Золотой Глобус 1970 за лучшую мужскую роль второго плана (Гиг Янг), Приз Британской Академии 1971 за лучшую женскую роль второго плана (Сюзанна Йорк); рейтинг IMDB: 7.80 (4 834)

Конец 20-х-начало 30х годов в США - время Великой Депрессии. В стране становится популярным новый вид развлечений - танцевальные марафоны. Суть таких марафонов - танцы до упаду, в прямом смысле слова. А точнее до тех пор, пока из сотни пар не останется одна пара-победитель. Танцевали сутками напролёт, практически без сна и отдыха, что приводило многих к истощению, галлюцинациям, сердечным приступам. Но страх голодной смерти в нищете был сильнее рисков, и в танцевальные марафоны вовлекалось огромное количество людей. Помимо участников, заняты были музыканты, врачи, ведущие. А сотни зрителей получали возможность отвлечься от своих проблем, наблюдая за чужими.

Это был выгодный бизнес для одних, изощрённое развлечение для других, мечта для третьих, но для кого-то участие в подобных мероприятиях становилось смертным приговором.
Об одном из таких марафонов и рассказывает фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?».

Толпы безработных людей собираются в Калифорнии в обшарпанном зале. Они разные - тут и ветеран войны, и начинающая актриса, и беременная женщина, и просто случайный прохожий. Цели тоже разные - кто-то хочет любви публики, кто-то - бесплатной еды каждый день, но в основном все, конечно, хотят дойти до конца и получить выигрыш - 1500 долларов (средний годовой заработок по тем временам).

Так начинается эта Долгая Прогулка.
Первый день красочен и похож на настоящее танцевальное представление. Радостная музыка, энтузиазм в глазах танцующих. Картину несколько портит затрапезность заведения и зияющие пустоты на зрительных рядах, но не будем придавать этому значения, ведь марафон только начался!

Каждые пару часов небольшой перерыв, несколько раз в день приносят еду.
Дни идут, усталость участников возрастает.
Количество пар становится меньше. Количество боли в ногах - больше.

Дни постепенно превращаются в недели. День сменяет ночь, но никто из танцующих этого не замечает, ведь из зала не видно солнца. Ход суток можно наблюдать только по зрителям в зале - днём их намного больше.

Постоянный недосып и усталость в мышцах вводят участников в некое состояние прострации. С мутными взглядами перетаптываются они с места на место, безумие начинает поражать некоторых несчастных.

Происходящее довольно быстро начинает казаться абсурдно. И этот абсурд становится невыносим! Одно дело видеть страдания людей в повседневной жизни. Но здесь, в этом зале с оркестром и с весёлым ведущим, люди превращены, причём по собственной воле, в каких-то цирковых животных.
Пожалуй, наиболее тяжёлые моменты фильма - когда танцы прерываются конкурсом «Дерби», в котором пары должны, как лошади, бежать по кругу с целью не оказаться в конце (последние три пары выбывают). И рвут, рвут участники жилы, тащат на себе партнёров, смотрят бешеными глазами в пустоту, готовые умереть ради призрачного выигрыша.

В конце концов, всё становится бессмысленным в этой гонке. Всё становится неважным и пустым. Кто-то сходит с ума, а в ком-то исчезает желание существовать. И имя главной героини «Глория» уже не имеет никакого значения.

*****
Может показаться, что кино о годах депрессии наводит то же чувство. Но, на мой взгляд, зрителя скорее увлекает напряжение страстей, завораживает огонь в глазах героев - то яркий, то гаснущий, то безумный.
Эти фильмы печальны, но они и о том, как сильно хочется жить «нормальной человеческой жизнью».

Также эти картины заставляют в очередной раз задуматься о том, как легко теряются устои в нестабильное время. Как человек меняет свои представления о морали, когда нет уверенности в завтрашнем дне.

В общем, перед нами классика, и в то же время всегда актуальное кино!

кино

Previous post Next post
Up