Осенью позвали меня снимать музей. Да не просто какой-нибудь, а Пушкинский! В смысле, не ГМИИ им. Пушкина, а музей самого А.С.Пушкина. Несколько лет назад у них появился филиал на Старой Басманной в доме 36, деревянном особняке, где довольно долгое время жил, как понятно из заголовка, Василий Львович Пушкин - родной дядя Александра Сергеевича, тоже поэт, оказавший на личность юного племянника самое непосредственное влияние. Таким образом, по счастливому стечению обстоятельств, филиал музея расположился в одном из важнейших Пушкинских мест.
Снимал я иллюстрации для путеводителя-буклета по музею. К счастью, тянуть не стали, издание уже вышло и меня даже не забыли угостить парочкой экземпляров, что всегда приятно, хоть и, увы, не всегда случается.
В качестве заглавной пусть будет статуя Венеры, стоящая в парадной анфиладе.
Теперь пойдём уже в порядке продвижения посетителей, во многом так же строится и схема путеводителя, я снимал тоже в этом же порядке. В процессе реставрации (той её части, что включает приспособление) вход сделали через подвал. Там разместился гардероб, служебные помещения и т.д. А этот кадр - начало экспозиции, в котором показываются раскопанные реставраторами артефакты на фоне приблизительного вида подвала того времени.
Поднявшись на первый этаж, попадаем в прихожую. Небольшую, но уютную и красивую. Плащ и шляпа очень намекают, конечно:-)
Прихожая, вид с другой стороны, от дивана. Ох и прятался я от этого зеркала...
Угловая зала анфилады, подразумевавшаяся как бальная. Среднее пространство ничем не заставлено, а столики и стулья стоят по стеночкам.
Здесь хорошо видна планировочная структура дома, в котором кроме парадной анфилады имелся ещё сравнительно узкий и тёмный коридор, не имевший окон. По этому коридору ходили слуги и сами хозяева, гостям же такое непотребство старались не показывать.
А вот на этом снимке хорошо видно, что особняк имеет переменную этажность. Если залы анфилады имеют очень высокие потолки, то прихожая, как и крошечная жилая комнатка слева от неё, куда ниже. Разница хорошо заметна на дверях. Над прихожей, внутренним коридором и комнатами, выходящими во двор, располагается антресольный этаж. Там низкий (даже по современным меркам) потолок, маленькие окошки, очень скромное убранство, ведёт туда крутая лестница, которая также умело запрятана в самом дальнем углу дома. Кстати, если кто не знает, я очень люблю старинные здания не только за историчность, старые вещи, особую, словно живую, душу, но и за их планировку. Современные "коттеджи", не говоря уж о квартирах, проектируются, в подавляющем большинстве, просто отвратительно. Бестолковый перерасход объёмов и площадей, неудобная планировка, усложнение и создание проблем на пустом месте. Налицо явный регресс творческой и рациональной мысли. Хоть бы скопировали у более талантливых предков тогда, коли не могут сами сделать.
Далее мы попадаем в центральную залу анфилады, обставленную как "салон", где велись беседы, желающие музицировали на клавесине (вроде он), прочитывались известные и только что написанные стихи и так далее.
Тут же находится и Венера.
Завершается парадная анфилада противоположной угловой залой, где размещалась столовая.
Далее (и это хорошо заметно по двери) начинается снова утилитарная часть дома. Из двери в углу кадра, по всей видимости, выносились блюда, а точка съёмки располагается от второй такой двери, ведущей в тот самый внутренний коридор, имеющий Т-образную форму.
Это фрагмент кухни, кухня занята инсталляцией по произведению В.Л.Пушкина "Опасный сосед", которая к интерьерам отношения не имеет и вызывает, как говорят, у посетителей двойственную реакцию. Но мне скорее понравилось. Кстати, на стенах по всей экспозиции висят хорошие гравюры, картины, есть довольно много подлинных вещей, взятых из других Пушкинских мест.
Одно из самый красивых и уютных мест в доме - кабинет, он же иногда и спальня. Кушетка отгорожена ширмой, которая, фактически, делит комнату надвое. Вход в неё из внутреннего коридора, комната относительно небольшая, но очень красивая. И, как водится, самая сложная для съёмки - тесная, с большим количеством важных элементов, зеркалами, бликующими стёклами. Свет я там ставил час наверно. Даже на 12 мм я упёрся спиной в ширму, насколько смог подвинул, но всё равно влезло не совсем всё и впритык.
Она же с использованием Zuiko 16/3.5.
Неизвестный науке прибор со статуей женщины и барельфами книг. Решил для себя сделать вариант с маджентовым контурным светом, а клиентам понравилось и они пустили в печать именно этот кадр.
Вторая, спальная часть комнаты.
Ну, а в конце пусть будет внешний вид домика. В печать пошёл какой-то другой кадр, снятый не мной, который скучнее и не отражает перспективу улицы, но имеет одно преимущество - там нет машин перед фасадом.
На этом, думаю, закончу, а в качестве постскриптума хотел бы добавить, что музей красивый и интересный, хорошо оформлены экспонаты, самый качественный (или один из) свет из того, что я пока видел, мебель неплохо подобрана и качественно отреставрирована, а экспозиция не перегружена информацией, голова не успевает опухнуть. Рекомендовал бы к посещению.