Форматчикам на заметку.

Aug 14, 2012 15:47

Некоторое время назад я практически случайно стал обладателем Grafmatic - покупал рольфильм-адаптер 6х9 см Cambo и мне продавец показал этот Графматик. Штуковина, про которую я, в общем-то, знал, но как-то не принимал во внимание. А зря, устройство оказалось исключительно удобным.



Что такое Grafmatic? Это механизированная многозарядная кассета на 6 листовых плёнок формата 4х5" (есть также модели 2х3"), позволяющая довольно оперативно снять несколько кадров подряд, не вытаскивая и не переворачивая саму кассету. Появились они в эру Графлекса - крупноформатной репортёрской камеры, производившейся в различных модификациях с 1912 до 1973(!) года, если кто не знает. Вот такой автомат Калашникова, только в среде фототехники. Сказать, что Графлекс оказал огромное влияние на фотографию и историю вообще - это не сказать ниичего. Именно Graflex нужно благодарить за то, что мы, в общем-то, много знаем про историю США первой половины 20-го века, видим много непостановочных и репортажных кадров, затрагивающих как высший свет, так и повседневные события, обычную жизнь, войны, Великую депрессию и т.д. И началось это во времена, когда фотография едва-едва стала отходить от факта обязательного и непреодолимого использования штатива, наведения по матовому стеклу с заменой последнего на кассету с плёнкой для производства снимка. Graflex позволял репортёру делать исключительно качественные снимки и, одновременно, делать их довольно оперативно. Высокое качество было возможно за счёт размера кадра, передовых на тот момент достижений оптики, наличия подвижек, 2 разных типов затворов. Оперативность достигалась за счёт ряда вещей, благодаря которым фотограф мог меньше отвлекаться от съёмки происходящего - всяких анатомических рукояток, удобнялок, блокировок, напоминалок, механизации работы с фотоаппаратом, возможности наведения по дальномеру (в ряде моделей), довольно неплохим решениям по использованию вспышки, ну и, конечно, шестизарядные кассеты (а также адаптеры для рольфильма и специальных film pack'ов, которые делались специально под Графлексы). Большинством этих качеств не могла похвастаться эта ваша хвалёная Лейка с малюсеньким размером кадра, довольно убогой эргономикой и дальномером из серии "проще ослепнуть", очень скудным функционалом и другими спорными решениями. Немногочисленные преимущества Лейки - компактность и много, МНОГО кадров, снимаемых не на листы, а на 35 мм киноплёнку, которую делали сотнями километров. Ничего не напоминает?:-) Сравнение с современностью получается примерно как между топовой репортёрской камерой (типа Canon 1D, Ds, Dx, Nikon D3, D3s, D4) и какой-нибудь "просьюмеркой" типа карманных ультразумов или абстрактной некузявой беззеркалкой или говнозеркалкой.

Собственно, я опять отошёл от основного. Grafmatic, имея толщину примерно в 1.5 раза больше обычной двухсторонней кассеты (например Lisco или Fidelity), а также массу, примерно раза в 2 больше, чем у вышеозначенной кассеты, имеет ёмкость в 3 раза больше и гораздо лучшую реализацию. Кроме того, кассеты (мои, во всяком случае) - полностью пластиковые и довольно хлипкие, а тут мы видим металлический корпус с хорошей жёсткостью и "защитой от дурака" в виде счётчика кадров, невозможности снять два кадра на один лист, надёжной блокировки шибера, а не тех невнятных крючочков на кассете, о ненадёжности которых мы все прекрасно знаем.
Суть работы Grafmatic'a изложена здесь: http://www.graflex.org/speed-graphic/grafmatic/
Здесь рассмотрены 3 варианта крепления, применявшихся на камерах Graflex (на всех современных форматных камерах используется Graflock) и их отличия: http://lommen9.home.xs4all.nl/holders/index.html
Видео:

image Click to view



Первое же практическое применение показало, что Grafmatic идеально подходит для съёмки всяких серий кадров, например, панорам, эксповилок, портретов. Ничего не надо вынимать, переворачивать, сотрясая камеру, заставляя ждать модель, пропуская хороший свет, перезарядка листа в самой кассете производится с куда меньшими усилиями, чем извлечение простой кассеты из Graflock'a и засовывание её обратно. Снимается проблема двойных экспозиций и, наоборот, забытых кадров, никакой путаницы Быть? Или не быть? "снял или не снял?", а также экономия места в сумке. Для особо рассеянных тоже есть приятный момент: шибер не вынимается целиком, а значит его нельзя потерять.
В общем, могу всем порекомендовать, очень крутая штука, хоть и стоит дороже 3 обыкновенных кассет.
P.S: Я купил ещё два Графматика на ебае, жалко, что их не делали форматом 9х12 см (хотя, теоретически, держатели плёнки можно сделать самопальные такого размера). Таким образом, имея 3-4 кассеты можно практически не париться о том, что не хватит кадров на однодневной съёмке.

околофотографическое, cambo, large format

Previous post Next post
Up