Читая советских классиков

Apr 28, 2014 12:43



Попалась мне тут книжка школьных времён. Полистал. Интересно, сейчас это в школе изучают?  Всё же писал Аркадий Гайдар, пусть и со своим мнением, и приукрашивал, но честно. Посмотрите сами - нет вранья в книжке, даже если глядеть сегодняшним взглядом.
Когда написано честно, актуальность не пропадает со временем. Вот, например:
[арестовали его совершенно неожиданно]

"...арестовали его совершенно неожиданно, за что - мы толком и не знали. Одни
ребята говорили, что будто бы он шпион и передавал по телефону немцам все
секреты о передвижении войск. Нашлись и такие, которые утверждали, что будто бы учитель раньше был разбойником и грабил людей на проезжих дорогах, а вот теперь правда и выплыла наружу.

Но я не верил: во-первых, <...>

Тут, не в силах более сдерживать свое любопытство, я спросил у Федьки:
- Федь... так за что ж, на самом деле, учителя арестовали? Ведь это же
враки и про шпиона и про разбойника?
- Конечно, враки, - ответил он, замедляя шаг и осторожно оглядываясь,
как будто бы мы были не в поле, а среди толпы. - Его, брат, за политику
арестовали."

Ничего не напоминает? Вместо "немецких шпионов" у нас Госдеп теперь, но это не принципиально.

Или вот:

"- Твой отец был дезертиром, и на нем все равно осталось пятно. Дезертиров и сейчас ловят. Дезертир - не революционер, а просто беглец, который не хочет защищать родину.
- Мой отец не был трусом, - ответил я, бледнея. - Ты врешь, Федька! Моего отца расстреляли за побег и за пропаганду. У нас дома есть приговор.
Федька смутился и ответил примирительно:
- Так что же это я сам выдумал? Об этом во всех газетах пишут. Прочитай в "Русском слове" речь Керенского. Хорошая речь... ее когда на общем собрании в женской гимназии читали, так ползала плакало. Там про войну говорится, что надо напрягать все силы, что дезертиры - позор армии и что "над могилами павших в борьбе с немцами свободная Россия воздвигнет памятник неугасаемой славы". Так прямо сказано - "неугасаемой"! А ты еще споришь!"
[Все точно перебесились...]
"Все точно перебесились. Только и было слышно: "Керенский, Керенский..." В каждом номере газеты были помещены его портреты: "Керенский говорит речь", "Население устилает путь Керенского цветами", "Восторженная толпа женщин несет Керенского на руках". Член арзамасской городской думы Феофанов ездил по делам в Москву и за руку поздоровался с Керенским. За Феофановым табунами бегали.
<...>
Надо сказать, что к этому времени каждая десятая телеграмма, проходившая через почтовую контору, была приветственной и адресованной Керенскому. Посылали с митингов, с училищных собраний, с заседаний церковного совета, от думы, от общества хоругвеносцев - ну, положительно отовсюду, где собиралось несколько человек, посылалась приветственная телеграмма.
Однажды пошли слухи о том, что от арзамасского общества любителей куроводства "дорогому вождю" не было послано ни одной телеграммы. "

Меняйте только "газеты" на "телевизор", а так сто лет уже ничего не меняется.

"- Как же можно, чтобы царя убили? - возмутился я. - Ты врешь, Федька, или напутал что-нибудь.
- А ей-богу же, убили. И его самого убили, и жену его убили. Всем им был суд, и присудили им смертную казнь.
- Ну, уж это ты непременно врешь! Какой же на царя может быть суд?
Скажем, наш судья, Иван Федорович, воров судит: вот у Плющихи забор сломали - он судил, Митька-цыган у монахов ящик с просфорами спер - опять он судил. А царя он судить не посмеет, потому что царь сам над всеми начальник."

Но вскоре
[После молитвы о даровании победы...]

"После молитвы о даровании победы часть ученического хора начала было, как и всегда, гимн "Боже, царя храни", однако другая половина заорала "долой", засвистела, загикала. Поднялся шум, ряды учащихся смешались, кто-то запустил булкой в портрет царицы, а первоклассники, обрадовавшись возможности безнаказанно пошуметь, дико завыли котами и заблеяли козами.

Тщетно пытался растерявшийся инспектор перекричать толпу. Визг и крики не умолкали до тех пор, пока сторож Семен не снял царские портреты. С визгом и топотом разбегались взволнованные ребята по классам. Откуда-то появились красные банты. <...>

Однако из всего происходящего поняли сначала только одно: царя свергли и начинается революция. Но почему надо было радоваться революции, что хорошего в том, что свергли царя, перед портретом которого еще только несколько дней тому назад хор с воодушевлением распевал гимны, - этого большинство ребят, а особенно из младших классов, еще не понимало."

А не напоминает ли "гражданам свободной России" сей эпизод чего-нибудь?

"   - Мир после победы? - говорил Баскаков. - Что же, дело хорошее. Завоюем Константинополь. Ну прямо как до зарезу нужен нам этот Константинополь! А то еще и Берлин завоюем. Я тебя спрашиваю, - тут Баскаков ткнул пальцем на рябого мужичка с уздечкой, пробравшегося к трибуне, - я спрашиваю: что у тебя немец либо турок взаймы, что ли, взяли и не отдают? Ну, скажи мне на милость, дорогой человек, какие у тебя дела могут быть в Константинополе? Что ты, картошку туда на базар продавать повезешь? Чего же ты молчишь?

Рябой мужичок покраснел, заморгал и, разводя руками, ответил высоким негодующим голосом:
- Да мне же вовсе он и не нужен... Да зачем же он мне сдался?
- Тебе не нужен, ну и мне не нужен и им никому не нужен! А нужен он купцам, чтобы торговать им, видишь, прибыльней было. Так им нужен, пускай они и завоевывают. А мужик тут при чем? Зачем у вас полдеревни на фронт угнали? Затем, чтобы купцы прибыль огребали! Дурни вы, дурни! Большие, бородатые, а всякий вас вокруг пальца окрутить может.

- А ей-богу же, может! - хлопая себя руками, прошептал рябой мужик. - Ей-богу, может. - И, вздохнув глубоко, он понуро опустил голову."

Ну, а бардак в головах, какой был, такой и остался:
[Как же можно свалить их в одну кучу...]
"Листовки у нас все раздавали. Иной нахватает и кадетских, и анархистских, и христианских социалистов, и большевистских - бежит и какая попала под руку, ту и сует прохожему. И этаким все ничего, как будто так и надо!

Как же мог я взять у Федьки эсеровские листовки, когда мне Баскаков только что полную груду своих прокламаций дал? Как же можно раздавать и те и другие? Ну, хоть бы сходные листовки были, а то в одной - "Да здравствует победа над немцами", в другой - "Долой грабительскую войну". В одной - "Поддерживайте Временное правительство", в другой - "Долой десять министров-капиталистов". Как же можно сваливать их в одну кучу, когда одна листовка другую сожрать готова?"


история, не черно-белый мир, война

Previous post Next post
Up