В
тот самый день, когда Илалию накрыло снегом и бушевала буря, ходили на "open days" в одну из старших школ, куда мог бы старший пойти учиться со следующего года.
Несколько слов о системе школьного образования в Италии.
С трех лет дети могут ходить в "scuola materna" (матерная школа)) - аналог российской системы детских садов. Об это я уже
писал раньше.
Через три года обучения дети поступают в "младшую школу". Про нее из практики мало что могу сказать. Единственно, за 5 лет обучения в ней дети проходят явно меньше, чем в российской школе за 5 лет. Даже в области иностранного языка!
Окончив "младшую школу", поступают в среднюю. Замечу, что переход из младшей в среднюю и из средней в старшую не происходит (полу)автоматически, как в России. Даже если школы объединены под единым руководством (например дочкин садик в одном здании с младшей школой, а у сына административный аппарат средней школы совпадает с начальством одноименной младшей школы). Каждый раз происходит полноценный выпуск и полноценное зачисление. Либо с экзаменами, либо, пока дети маленькие, по каким-либо другим показателям.
В средней школе учатся всего три года, после чего следует пятилетняя "старшая" (superiore) - по российским меркам эквивалент 10-11 классов и двух первых курсов института. Заблаговременно надо в нее записаться, но предварительно в течение двух месяцев школы проводят открытые дни (расписание согласованно и рассылается по всем средним школам региона). Вот по таким "open days" мы и ходили. Позвольте я буду их так называть, т.к. итальянцы тоже пользуются термином без перевода.
Поскольку первый "open day" мы пропустили (практически все школы проводили их по два), то на второй пришлось идти в снегопад, метель и ураган. Дочка, закрытая от всех ветров в коляске, тоже с нами была, но по дороге уснула. Зашли в вестибюль, к нам сразу секретарь-вахтер (у них тут отчасти совмещены функции, например вроде и вахтер, но имеет на руках печать и отмечает некоторые документы, получает почту, перенаправляет звонки, но с другой стороны все же следит за входом-выходом, особенно учеников, т.к. школа полностью несет ответственность за их здоровье в школьное время, если нет подписанной бумажки от родителей на выход учеников из здания), так вот, секретарь-вахтер кинулся навстречу с вопросом "вы точно на open day пришли?" и в ответ на мое удивлене пояснил "С девочкой все в порядке? Точно здорова?". Знаете, я даже засомневался... "Спит - отвечаю - что же с ней сделается".
На всех "open days" сначала следует общее выступление. Степень организации очень разная.
Например в той школе что попрестижней (надеемся, что сын туда все же пройдет) программу выдали каждому в распечатанном виде, а проектор просто показывал различные сцены из школьной жизни. В другой школе докладчица расчасовку по предметам вывела на экран и полчаса про нее гундела (в ту школу точно ребенка не отдадим).
Все в один голос говорят про реформу. Очевидно, что реформу министры Берлускони затеяли под давлением остальной Европы - Италия по многим показателям отстает от ведущих в "семерке" держав, - но все равно по российской привычке ничего хорошего от спускаемых сверху реформ не жду. Типичная для них неопределенность и авантюризм пока подтверждают беспокойство. Например объединяют в один предмет историю и географию даже в тех школах, где они не были объединены. Директор одной из школ имела наглость утверждать, что "эти предметы обединены в школьных программах всех стран". На примере "науки" (scenze) уже знаю, что это за безобразие - в средней школе в этом предмете объединены физика, химия и биология. В результае объяснять сыну, что такое хим. соединения, оболочки атомов, кислоты, щелочи, соли и т.д, пришлось дома.
Остается надеятся только на здравый смысл самих учителей, который они все же постоянно демонстрируют.
Затем обычно "open day" продолжается экскурсией по кабинетам и лабораториям школы. И вот тут есть на что посмотреть. Про латынь повторяться не буду.
А вот вам фотка - одна из рядовых лабораторных работ для (по эквиваленту) 10-11 классников.
Повторюсь - учебное пособие в не самой "крутой" не столичной школе, в далеко не самой крутой в техническом плане европейской стране и даже (о ужас!) мне удалось подглядеть, что управляющий компьютер предложил при загрузке две операционные системы... DOS/Windows.
Лабораторию с более современными компьютерами, программаторами и лаб. работы с блоками "которые регулируют в том числе лифты, а также освещение и вентиляцию на каждом этаже школы" фотографировать было неинтересно - всего лишь коробочки с контактами.