«Холостой Мольер»
Фарс-мажор на мотив Жана-Батиста Поклена
Авторы спектакля: Олег Глушков, Андрей Першин
В главной роли - Альберт Филозов
Показ 23 октября
Мольер здесь не автор пьесы «Брак поневоле», положенной в основу постановки, а персонаж. Это спектакль о том, как Мольер сначала хотел жениться, потом передумал, но под «нажимом» родственников невесты был все-таки вынужден согласиться на брак… Конечно-конечно, в намеках начала и окончания спектакля угадываются страсти-мордасти, связанные с возлюбленной Жана-Батиста - Мадленой Бежар... Но для чего такая эквилибристика? А для того чтобы в центре постановки оказалась не забавная, но плоская фигура потенциального рогоносца Сганареля, а личность совсем другого масштаба. Чтобы расширить область смешного, растянуть слишком узкую комическую щель пьесы-шутки, чтобы выявить многомерность характера главного героя. Потому что Сганарель - Альберт Филозов. И действительно, в этом спектакле сквозь Сганареля вполне ясно проглядывает по-булгаковски печальная «Жизнь господина де Мольера»…
Филозов играет грустного, хотя и готового посмеяться над самим собой, мудрого, хотя и простодушного интеллигента со «слезинкой в мыслях». Он играет человека, обреченного лицедействовать и смешить в государстве «Короля-солнца», в котором любого подданного могут стереть в порошок, ограбить и избить прямо у порога собственного дома.
Грустноватый получился Сганарель-Мольер, но тем-то «Холостой Мольер» и хорош. И Филозов-Сганарель все полтора часа действия уверенно пробирается, оставаясь сами собой, сквозь густую водевильно-маскарадную суету, созданную авторами спектакля Олегом Глушковым и Андреем Першиным.
У Мольера, как у любого великого комедийного таланта, все строится на «непоспеваемости» и отставании главных, самых смешных героев за событиями и ситуациями. Филозов же всегда на полшага впереди. Да, он дает втянуть себя во все игры, готов по-детски побегать и подурачиться - но всегда слишком хорошо знает то, о чем мольеровский Сганарель только догадывается…
Этот спектакль стоит посмотреть хотя бы из-за Филозова. Такого чеховско-райкинского Сганареля никогда еще, по-моему, не было на российской сцене.
Авторы сразу же заявляют: мы не будем играть французскую комедию семнадцатого века, мы будем играть ВО французскую комедию. Будем играть во французских дворян мольеровской эпохи. Но что же, в таком случае, на сцене «Школы современной пьесы» окажется настоящим, аутентичным? Конечно, смех. И музыка (Ж.-Б. Люлли, Г.Персел, Ж.-Ф.Рамо, К.Монтеверди). А все остальные высокие театральные задачи и смысловые уровни будут достигаться пластикой. Стиль, понятно, ныне знакомый и популярный: «Танцы со звездами». И легкость, изначально заданная Мольером в «Браке поневоле», пьеске простенькой, непритязательной (идеальный русский перевод названия - «Хоть тресни, а женись»), достигается не столько «правильной» режиссурой, в которой много воздушного «алюминия» и легких сборно-разборных «каркасов», не столько сценографией (чудная «летняя» декорация - как бы «живые» изгороди из высокого кустарника, поросшего плющом, в стиле французских парков рококо, художник-сценограф Анастасия Пильникова; отмечу и такие удобные и при этом идеально «эпохальные» и опять же - неуловимо смешные - костюмы Ирины Белоусовой), а балетностью, танцевальностью.
Характер каждого персонажа, как и было обещано, заявляется и раскрывается в движении, пластике. Ты просто видишь, как родившееся глубоко-глубоко в душе и, как в эмбрионе, постепенно вызревающее и тихо-тихо ползущее из недр характера, вдруг вырывается на свободу всегда великолепным танцем-оргазмом, танцем-самораскрытием театральной маски - будь то комический старик, будь то первая любовница.
Много чего хорошего писали и говорили об Олеге Глушкове, но, впервые увидев его работу, понимаешь - его хореография и в самом деле оказывается во многих сценах глубже и интереснее - и смешнее, что особенно важно для комедии - режиссуры. Впрочем, тот лихой танцевальный ветер, смело гуляющий по сцене, поднимает актеров в воздух (согласитесь, талант - это всегда состояние прыжка) только в секунды адекватного и точного режиссерского решения. А таких изумительных сцен в спектакле много.
Что же, песни и пляски «французского» ансамбля им. Людовика Четырнадцатого в Фонтебло (хороша, ох, хороша шутка в «Холостом Мольере» про это самое Бло ))) - драмбалетные партии «кудряшей», блестяще овладевших языком тела и души, под руководством Глушкова и Першина надо признать удавшимися. Зрителей, что уж там говорить, спектакль заводит… Перечислю всех молодых актеров, никого не выделяя: Юлия Пересильд, Степан Рожнов, Алексей Филимонов, Павел Акимкин, Виктор Стрельченко. (Жаль только, что в труппу театра не принят Альсид - Филимонов, чья финальная сцена с Филозовым, на мой взгляд, является одной из лучших в спектакле…)
А если говорить о неудачах, то к ним я бы отнес некоторые осовременивающие текст отсебятины («Ехал грека через реку», Кашпировский, что-то там про грузин и кое-что еще). И не из-за качества шуток самих по себе - юмор дело тонкое. В новых шутках - другая природа смеха, юмор там держится совсем не на мольеровских приемах.
Дай Бог, чтобы в рамках проекта «Открытая сцена», задуманного Комитетом по культуре Москвы для того, чтобы дать талантливым молодым драматургам, режиссерам и артистам творчески проявить себя в больших самостоятельных театральных работах, почаще появлялись бы такие зрелищные и яркие постановки.