Откуда есть пошла юдо- и прочая ксенофобия

May 13, 2006 20:09

Долго мы веселились до революции… Например, так:

В царствование императора Павла Петровича, ротмистр какого-то гусарского полка пришел с эскадроном к помещику на дневку. Пока происходило размещение по квартирам, ротмистр, после сытного обеда, сел за карты по приглашению хлебосольного хозяина. В то время является вахмистр с рапортом о размещении эскадрона и с жалобой на неуступку сена евреем-монополистом за известную цену.
- Не оставаться же без сена. Делать нечего, возьми его у жида, да за жадность повесь его, - сказал, шутя, ротмистр.
Через несколько времени является опять вахмистр.
- Что скажешь?
- Сено принял, ваше благородие, и жида повесил, по приказанию вашему.
- Неужели!? Я ведь пошутил.
- Не могим знать, ваше благородие, - он с час как на веревке колыхается.
Ротмистр обомлел, донес о происшествии по начальству и получил от императора комфирмацию:
«Ротмистр такой-то, за глупые и незаконные приказания разжалывается в рядовые», а вслед затем «рядовому такого-то полка возвращается чин ротмистра, с производством в майоры, за введение такой отличной субординации во вверенной ему команде, что и глупые его приказания исполняются немедленно».
(М.Г. Кривошлык. «Исторические анекдоты из жизни русских замечательных людей». 5-е издание. С.-Петербург, 1898 г.)

Это собственно анекдот в старом значении - «короткий рассказ о забавном случае». Важно другое. Эта книжка была рекомендована Главным Управлением Военно-учебных заведений для чтения в первых пяти классах кадетских корпусов. Ясно, что антисемитизм в дореволюционной России процветал. Какое уж там чистоплюйство по поводу побасенок, когда погромы вокруг… Однако всё же удивлен, что подобное отношение к евреям прямо-таки вдалбливалось будущим русским офицерам. Что ж, очень скоро эта «дальновидная» политика аукнулась не только кадетам…

А теперь уже к нашему времени. К анекдоту как к «устному рассказу с неожиданным остроумным концом».

В Афганистан летит новое пополнение.
- А вы знаете, что в Афгане, - говорит сержант, - за каждую человеческую голову дают вознаграждение?
Через некоторое время самолет приземляется. Солдаты разошлись. К вечеру каждый принес по человеческой голове и стал требовать вознаграждение.
Сержант с ужасом:
- Ребята, это же еще Ташкент!
(«Карманный анекдот». Выпуск 1. (Приложение к развлекательной газете «ЧтиВО»). Москва, «Лана», 1995 г.)

Этот «многослойный» анекдот дает возможность поговорить об очень многом - в частности, даже о гибели советской империи. Но в нем «зарыты» и будущая Чечня и возрождение фашизма.
Но мне лично почему-то особенно обидно за Ташкент, за моих любимых узбеков, за Чимганские горы, за Чирвакское водохранилище, за Алайский базар… О, как же хорошо там было… Верно, верно говорят, что «даже воробей, попробовавший ташкентский хлеб, возвращается из Мекки…» Сразу же в ушах начинает звучать никитинская «Брич-Мулла»:
Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою,- под скалою...
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Брич-Мулла, Брич-Муллы, Брич-Мулле,
Брич-Муллу, Брич-Муллою.
…А Чимганские горы царят вдалеке
И безумно прекрасны собою.

Ташкент - моя любовь. Город, кстати, восстанавливали всем миром после ужасного восьмибалльного землетрясения 26 апреля (чернобыльский день!) 1966 года… И, между прочим, с тех пор Ташкент стал - и где-то до конца восьмидесятых был - самым русским городом в Средней Азии.
Аукнутся еще такие анекдоты? Странный вопрос…

анекдот

Previous post Next post
Up